Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Свежий ветер Волги и старый бриз Онеги

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

В 2001 г. возродилась регата на Волге, получившая новое название ‘Свежий ветер’, или ‘Пивной рейс’. Место проведения: Ульяновск — Тольятти — Ульяновск, время: 28 июня — 8 июля. Организаторами выступили Поволжский крейсерский союз в лице 000 ‘СВЕЖИЙ ВЕТЕР’ и Спорткомитет Ульяновской области, генеральным спонсором — концерн ‘РОССПЕЙС’.

Инициаторами возрождения регаты стали москвичи, чьи корни в этих местах, и их товарищи, сохранившие достаточное положение в губерниях, чтобы повлиять на ‘раскрутку’ регаты. Энтузиазм не был беспочвенным благодаря четко продуманной логистике, созвучной социальному и экономическому подъему региона, немало связанному с приходом на губернаторство генерала Шаманова. Удалось собрать солидные средства от спонсоров ‘живыми’ деньгами: бюджет дорос до 1,5 млн. руб., а призовой фонд — до автомобиля за 1-е место. Однако организаторы понимали, что сегодня -тому масса примеров -только призовой фонд не сделает хорошей регату, если она проводится для спонсоров, а не для участников. И, пожалуй, это понимание стало главным достоинством соревнований, компенсируя иногда проявлявшийся недостаток опыта.

 

Регата стартовала в Ульяновске, в центре акватории разлива Волги и Куйбышевского водохранилища. Здесь легче всего собираться яхтам всего региона — от Чебоксар до Тольятти. Ожидалось около 80 вымпелов достаточно искушенных гонщиков. Была предложена, наряду со старым, применявшимся на Волге обмером УПО, современная система обмера и гандикапа RS-2000, позволяющая объективно уравнять шансы всех парусников региона, снимая барьер для участия некоторых типов яхт. Для успешного внедрения системы пригласили разработчиков из парусной столицы — Санкт-Петербурга — и независимых мерителей из Москвы во главе с Главным мерителем ВФПС В.И.Михалевым. Для разъяснения сути системы (см. ‘Капитан-Клуб’ №5/2000) и необходимости обмера задолго до регаты были проведены конференции на местах. И это дало результат. За два дня до старта яхты были спокойно и организованно обмерены и взвешены, что практически сводило на нет попытки использовать сложившуюся практику проникновения на регаты лодок со своей ‘заряженной мерилкой’.

 

На берегу участников встречали волонтеры, судьи и члены Оргкомитета, бесплатная еда, бейджи, футболки с символикой регаты, красочные нанки с ‘Положением’ и другой информацией, включая сценарий культурной программы. Кстати, удачный ход организаторов: участникам выдали футболки синего цвета, судьям — красного, а спонсорам — зеленого, что позволяло хорошо ориентироваться в предстартовой суете. Все дружнo собрались в гавани пассажирского порта. Участники не были обделены вниманием организаторов, властей, прессы и телевидения. На парад-открытие приехал Владимир Шаманов, не казенно поздравил гонщиков и прокатился на катере, куда занимали очередь спонсоры, желающие пообщаться с губернатором.

 

К моменту старта собралось около 240 участников — 49 яхт из 10 городов. Главный судья — судья республиканской категории Алексей Чегуров (Санкт-Петербург).

Погода благоприятствовала: +26-28° С воздуха, +22-24°С воды, ветер 2-8 м/с, облачность 2-4 балла.

Первая гонка — короткая, протяженностью 10 миль, в заливе Ульяновска. Красивый старт с громким выстрелом и не менее красивый финиш яхты ‘Скорпион’ (‘Алекстар 767’, Санкт-Петербург) под желто-зеленым геннакером с отрывом от флота в 25 мин. Практически сразу после финиша первой гонки, в 18.00, дали старт 2-й, 70 миль в Тольятти. Ветер падает до 1 балла, и все надеются на ночной бриз. Вперед, прямо по генкурсу уходит ‘Скорпион’, за ним 10-метровый ‘Торнадо’ (‘Телига-34’) из Тольятти и ‘Крокодил’ (‘Конрад 25Р’) из Димитровграда, а далее и весь флот. Артем Сарксян, капитан ‘Скорпиона’, желая найти ночной бриз, уходит под левый берег и там остается в полном штиле, пропуская остальные яхты к финишу. Этот маневр стоил Артему 19-го места во 2-й гонке и полной потери шансов на победу в регате. К середине дистанции ветер усилился до 8-10 м/с, и флот на следующий день дружно финишировал в Тольятти. На ‘первый гвоздь’ в группе RS попадает яхта ‘Кенгуру уже не уступает лидерства до конца первой серии.

 

По положению о регате, первые 6 яхт зачетной серии гонок в группе RS в последний день соревнований в Ульяновске должны в трех коротких гонках второй серии ‘Kompan Race’ разыграть главный приз -автомобиль. Борьба накаляется, и собрания капитанов, недовольных своим гандикапом, проходят бурно. В Тольятти комфортная стоянка в яхт-клубе ‘Дружба’ и хорошая культурная программа, которую завершает ‘сэйшн’ выписанного из Питера ‘Чиж и Ко’. В ночь перед стартом самой длинной гонки в 150 миль назад в Ульяновск, с крюком в Куйбышевском водохранилище, народ ‘отрывается’, и по утру на старте все выглядят несколько отрешенно…

 

Старт дается на великолепной акватории зоны отдыха Тольятти, на фоне Жигулевских гор, где и проходили две коротких гонки предыдущего дня. Было очень тепло, ветер 8-10 м/с, рваный, с заходами на 90°, тяжелый для гонок и судей. Хотя первым и приходил ‘Скорпион’, ему не хватило очков ‘замазать’ провал во 2-й гонке. Он остается на 4-м месте, а на первом прочно закрепляется Юрий Крылатов (яхта ‘Кенгуру’).

 

Длинная гонка стартует при ветре в 2 балла, и вперед уходят ‘Скорпион’ и ‘Торнадо’. К ночи ветер усиливается до 10 м/с чистого бейдевинда, и пока еще на гладкой воде ‘Торнадо’ отрывается от ‘Скорпиона’; но с ростом волнения до 1 м ‘Скорпион’ начинает дожимать соперника. ‘Битва гигантов’ в лавировку продолжается в заливе Ульяновска всю ночь, пока ‘Торнадо’ не упирается своей высокой мачтой в пролет моста и отворачивает. Хотя высота пролета гарантирована, капитану ‘Торнадо’ Валерию Трубицыну в темноте не хочется рисковать матчастью, и он, записав время прибытия к пролету, уходит в Ульяновск, чтобы на рассвете все-таки пройти под мостом и продолжить гонку ‘Скорпион’ в одиночестве вырывается на простор Куйбышевского водохранилища. Ветер отходит до галфвинда, и яхта со скоростью 9 уз мчится к поворотному бую №52 на судовом ходу. Однако к бую подходит не одна, а вместе с судейским катером, спешащим изо всех сил зафиксировать время поворота. Назад в Ульяновск — бакштаг правого галса, и ‘Скорпион’ разгоняется до 11 уз. Навстречу начинают появляться яхты флота во главе с главными конкурентами — ‘Кенгуру’ и ‘Торнадо’, но Артем Сарксян спокоен: по расчетам, отрыв достаточен для победы в этой гонке. Однако перед тем же мостом, остановившим ‘Торнадо’, ‘Скорпион’ на ходу в 10 уз влетает в еле различимые в бурной воде рыбацкие сети и, барахтаясь в тросах и ячеях, теряет 15 мин. На финише ветер заходит ‘Скорпиону’ в бейдевинд, но он проскакивает его на скорости в 7 уз под аплодисменты судейской коллегии и орущих ‘Руссо матросо!..’ яхтенных динамиков. Флота сзади не видать, казалось бы — победа! И команда ‘Скорпиона’ ложиться спать в отличном настроении.

 

 

Но опять ‘однако’… Когда ветер зашел лидеру в бейдевинд, для идущего сзади флота он отошел на фордевинд, и цепкий Юрий Крылатов финиширует уже через 1 ч 20 мин. Для победы в гонке ‘Скорпиону’ не хватило всего 12 мин. разрыва! Нетрудно догадаться, в каких выражениях экипаж ‘Скорпиона’ проявлял свое отношение к рыбной ловле сетями на Волге…

 

В остальном флоте выделяется ‘Крокодил’ одного из главных организаторов регаты Александра Гарипова (кстати, в прошлом первого тренера Артема Сарксяна по парусному спорту). Посредственно отгоняв короткие гонки, ‘Крокодил’ уверенно ‘поедает’ соперников в длинных и в общем зачете входит в опасную близость с ‘Кенгуру’. Хорошо смотрятся все без исключения ‘регатники’ ‘К 25’, основа российского гоночного флота — их на регате почти половина. Стоит добавить, что в Тольятти к флоту присоединилось 6 местных яхт, и общее число вымпелов выросло до 55.

 

Последняя, 6-я, гонка первой серии была также украшена драматическим эпизодом борьбы лидеров. ‘Торнадо’ и ‘Скорпион’ оторвались от флота после старта и, увлекшиеся взаимной борьбой, огибают поворотный буй дистанции, где стоит судейский катер. Оказывается не тот, что предписан гоночной инструкцией, а другой, около которого остановился судья из-за поломки двигателя! Для Артема Сарксяна тают последние надежды попасть в заветную шестерку второй серии. Первые три призовых места занимают соответственно ‘Кенгуру’ (‘К 25Р’), ‘Славутич’ (‘Картер-30’) и ‘Крокодил’ (тоже ‘К 25Р’). В результате во вторую серию попадают следующие яхты: ‘Кенгуру’, ‘Крокодил’, ‘Славутич’, ‘Мираж’, ‘Миф’ и… какой же зоопарк без ‘Скорпиона’! — его судейская коллегия допускает в виде исключения вне зачета.

 

Призовая серия ‘Kompan Race’ состоялась на следующий день. Дистанция была установлена напротив пассажирского порта Ульяновска, и толпа не искушенных в парусе могла наблюдать битву от начала до конца с комментариями. Но упорной борьбы не получилось — ‘Кенгуру’ ‘размазала’ соперников с сухим счетом 3:0, с гандикапом, соответственно. Дул ветер 10-12 м/с, а ‘Скорпион’ единственный из всей шестерки не мог взять риф — сказалась проблема с гротафалом, упущенным в мачту перед началом. В итоге все лодки, весь ‘зоопарк’ — на своих заслуженных местах без сенсации:

 

1-е — ‘Кенгуру’ (Тольятти);

2-е — ‘Славутич’ (Тольятти);

3-е — ‘Мираж’ (Чебоксары);

4-е — ‘Скорпион’ (Санкт-Петербург);

5-е — ‘Крокодил’ (Димитровград);

6-е — ‘Миф’ (Чебоксары).

На закрытии регаты пиво от одного из спонсоров, компании ‘ВИТЯЗЬ’, лилось рекой; народ гулял, а Крылатов разглядывал приз — ‘Оку’ в ‘нашлепках’ регаты. Призов остальным участникам досталось всяких — от кепок до дубовых досок с благодарственными надписями. Венчал закрытие в лучших традициях заморских соревнований роскошный и щедрый фейерверк от отцов города.

 

Онежская регата богата традициями, одна из которых -статус главного соревновании крейсерского флота России, приобретенный после насильственного закрытия ‘Кубка Балтики’.

В конце 80-х гг. регата собирала до 140 вымпелов и была практически единственной отдушиной для гонщиков, желавших ‘на людей посмотреть и себя показать’. По форме все так и сохранилось, но, к сожалению, масштаб важнейшей регаты сильно съежился, несмотря на усилия ВФПС и властей Карелии. В прошлом году регата собрала чуть более 40 лодок, в позапрошлом была вообще проигнорирована многими гонщиками из-за попыток собирать с экипажей деньги за право участия. Тем не менее, на регату приходили, приходят и, думаю, будут приходить лучшие крейсеристы России. Она останется местом общения и обмена опытом. Не секрет, что многие экипажи живут ‘от Онеги до Онеги’, но их становится все меньше. Кризис главной крейсерской регаты вызвал массу споров о причинах, излагавшихся в разных публикациях и Интернете. Я попытаюсь взглядом участника этой и других регат разного уровня, от гонок в родной речке до Чемпионатов мира, понять ‘что и как’ и¦ рассказать о своих впечатлениях.

 

Петрозаводск встречает знакомыми лицами в том же зале Спорткомитета на мандатной комиссии и контрольном обмере парусов 30-й юбилейной регаты. Организаторов находим в речном порту на симпатичном судейском судне ‘Корела’. Основной флот стоит примерно в 3 км по берегу на коммерческой стоянке. Доски объявлений у флота нет, но народ привык доносить новости и распоряжения гоночного комитета с оказией.

 

Контрольный обмер парусов в отличие от прошлых лет проходит вяло, а проверку снабжения отменили вовсе — новых яхт практически нет, а ‘ветераны’ знают, что пытаться хитрить с ‘умом, честью и совестью Онежской регаты’ — главным судьей Икаром Васильевичем Рискиным -то же, что садиться играть с Каспаровым в шахматы на деньги. Один на один. Сам Икар Васильевич с мягкой улыбкой мудрого человека на ГСС (главное судейское судно) отдает нехитрые распоряжения по поводу грядущих стартов и вида дистанции. Самым заинтересованным выглядит Павел Новоселов (известен как ПНН), с цифровым фотоаппаратом и спутниковым телефоном, выданным ‘на понос’ одним из спонсоров регаты. ПНН наладил связь с сайтом ‘on line’ и живо интересуется происходящим, собирая горячие новости под хронику регаты. Тут же крутятся девчонки от информационного спонсора — агентства ‘АКМ’. Они пока путаются в терминах, но, думаю, к концу регаты их научат отличать бакштаг от бакштова. Иной активности организаторов не видно.

 

Явления мерителей флоту не ожидается; по слухам, у них какие-то проблемы со временем. Одну из новых яхт продержали 8 ч в порту под обмером, но так и не обмерили, сославшись на недостаток времени. Флот спокойно ждет приговора по двум первым гонкам и откупоривает бутылки, радуясь общению — благо, есть с кем и есть о чем: так много протекло всего через и мимо за прошедший год…

 

Утром первого гоночного дня на стоянку приносят распоряжение Главного. Главный велит ‘гонять петли’ в честь юбилея и выходного дня на глазах изумленной публики столицы Карелии, а затем гнаться из Петрозаводска на о.Чур, мотая более 90 миль. Погода — класс, необычно тепло для Онеги и вода градусов 20! А сие может значить многое. В частности, что локальные ветровые катаклизмы, коими славно озеро, вряд ли состоятся — маловата разность температур. Тучки, скорее всего, перебегать воду не будут, а усиления и заходы можно ловить только там, где ветер с берега станет сдувать теплый слой в озеро, подставляя берегам холодную воду.

 

Вот и первый старт… и тут же общий отзыв. У судей на ГСС плохо видны флаги. Кто-то по радио робко пытается прояснить ситуацию, а в ответ — откровенное хамство… Сразу падает настроение в предчувствии ‘совка’. Как-то отвыкли мы от такого. Сейчас даже пограничники вежливее разговаривают, когда ‘строят’ тебя по возвращении в родные территориальные…

 

Мотаем три петли для разминки, а кое-кто наматывает 10% штрафа за отсутствие кормовой стропки. Этот аттракцион специально для тех, кто любит ‘наступать на грабли’ или думает, что умнее Рискина. Я, признаться, таких не видел и полагаю, что пока Икар Васильевич на ‘Онеге’, правила безопасности будут соблюдаться. Результаты разминки — без сенсаций, и мы практически сразу готовимся в длинную гонку. Прогноз стабильно-обычный для Онеги: ветер 6-8 м/с, S-SW. Не означает ничего. Может быть штиль или все 7 баллов. Так и есть. Стартуя, флот ‘подвисает’ уже на выходе из залива. И даже фавориты. Прошлогодний чемпион Андрей Никандров на ‘Фиджи’ (‘К 25Р’), похоже, остается под западным берегом ночевать. Тем не менее, подобие ветра все-таки приходит с востока, и флот начинает ‘сочиться’ в ночь по дистанции-петле от Ивановского до о. Речной. К утру все вытягиваются веревкой, а лидеры получают у Клименецкого ‘в лицо’ крепкие 6 баллов, тогда как другим — это еще средний бакштаг.

 

Первым огибает маяк пришедшая на Онегу новая яхта ‘Скорпион’, в двух кабельтовых от нее ‘бодаются’ ‘Резон’ и ‘Норд’, чуть позади — ‘Урал’. Огибают и встают под штилевой пресс, собирающий флот до кучи. Так, чтобы не расслаблялись, а то задумали удрать ото всех! Ну, ладно там ‘Норд’, он ‘Онегу’ выигрывал — не перечесть, ‘Урал’ — тоже заслуженный, ‘Резон’ от года к году прогрессирует. А ‘Скорпион’ — он дебютант! Дебютантам на Онеге тяжко…

 

Через два часа флот собрался, и дебютант с ‘Резоном’ как самые настырные опять задумали отрыв. И оторвались, пройдя к ночи стабильно по гладкой воде к о.Чур. Финиш судьи любезно поставили аккурат подле обсыхающей банки, и ‘Резон’ подсел прямо вблизи финиша, пытаясь сократить дистанцию и нагнать дебютанта. Итак, в основном флоте ‘Скорпион’ первый. Ранее финишировали только ‘малыши’, пройдя по укороченной дистанции. Подходя к финишу глубокой ночью, видим яркие огни ГСС. Спрашиваем по радио, беспокоясь, что рядом мель -с какой стороны финишная марка? В ответ снова колхозное хамство, но как-то уже слух не режет, значит, свои, привыкаем. В темноте пытаемся найти подход к стоянке. Это тоже романтика ‘Онеги’: ни инструкций, ни планов подхода заранее не выдают. Если ты опытный моряк, то сам выберешься, найдешь себе место, а ‘шлангу’ здесь делать нечего…

 

Результаты на Чуре объявляют частично — сломался главный компьютер, считать не на чем. Вообще-то на ГСС два компьютера, но тот ‘ноутбук’, что у Новоселова, тоже ‘на понос’ от спонсора, оказался ‘левоватым’: не годится как резервный и программу пересчета не тянет, зато новости в Интернет отсылает исправно.

 

2-я гонка, также не короткая — 100 с лишним миль по генеральному в Петрозаводск — стартует утром. Погода ясная, ветра нет, но все знают: это не надолго. Как всегда, первый старт у ‘четвертаков’. Со старта, в хорошем стиле, ухватив короткий порыв ветра, срывается ‘Леопольд’ Андрея Решетова. Надо сказать, и во 2-й гонке он пришел очень хорошо, ‘в людях’, и, видно, задумал на Онеге победу. Флот его вяло преследует, и хорошо начинают смотреться те, кто почувствовал усиление из-под берега, с ветром. Осмотр в бинокль водной глади оного не показывает, а показывает лишь то, что первыми поворотный знак через полтора десятка миль от старта огибает Решетов и дебютант-‘Скорпион’, стартовавший на 5 мин. позже во 2-й группе. Совсем неплохо для дебюта, хотя и опасно. Онега таких не любит. Вспоминаю скандальный дебют Владимира Логинова на ‘Арте’ (первый ‘СТ 25’). Он ходил вместе с ‘полутонниками’; ‘четвертаков’ даже рядом не было. Закончилось все сломанной мачтой в 5-й гонке…

 

К Василисиному острову ‘Скорпион’ пришел уже в гордом одиночестве: сзади Решетов, а за ними, с таким же отрывом -лидеры остального флота. После острова приходит ветер, и мы летим поперек озера в полный бейдевинд, кто как может. Дебютанта не видно даже в бинокль, ‘Леопольд’ еще можно разглядеть. К нему подтягиваются ‘толстяки’ — ‘Мария’, ‘Урал’, ‘Резон’, ‘Легенда’. Все правильно: большие лодки должны ходить быстрее. К вечеру слышим переговоры по радио дебютанта с судьями. Он не видит в сумерках четвертый поворотный знак — судно ‘Надежда’ -и волнуется, не ушло ли оно половить рыбку. А нам еще до этого знака более двух часов. Вот вам и дебютант.

 

Финишируем в Петрозаводске поздно ночью со шквальным ветром. Другая неприятность — на полном ходу влетаем в огромное мазутное пятно на поверхности залива. Пятну конца и края не видать, сразу всплывают унылые воспоминания многолетней давности, когда флот сутки отмывался соляркой. Неужели ничего не изменилось?

 

Наутро долгожданные результаты. Решетов точно решил сделать победу. Идем глазеть на дебютанта. На яхте полное уныние. Несмотря на ‘завоз’ всему флоту -13-й гвоздь. Причина — непомерный балл, подсчитанный мерителями только к концу 3-й гонки, когда что-либо сделать — проверить, откорректировать — уже нельзя. Капитан ‘Скорпиона’ Артем Сарксян, человек горячий, отказывается продолжать гонку. ПНН уговаривает его, чтобы как следует испытать яхту

 

Старт 4-й гонки 30-й юбилейной регаты собрал на пирсе пассажирского порта… человек 30! Прогноз скверный: ветер до 7 баллов, но по погоде не видно. На старте пару ‘Картеров’ крутят вальс с па из брочингов, но не опасно, думаю, больше для публики. Дует крутой галфвинд, 10-12 м/с. Мимо нас на диком ходу и с воплями летит дебютант. Мужики несутся в куче брызг и орут, видно, от удовольствия. За пяток минут ‘протыкают’ весь флот и под желто-зеленым геннакером уносятся к Ивановскому. Погода портится, хмуреет и грозит дождем со шквалами. Внезапно видим ярко-желтый ‘Скорпион’, несущийся также, но обратно в Петрозаводск. Из радиопереговоров ‘Скорпиона’ с ‘Морской Звездой’ слышим, как Артем прощается с участниками и говорит о выходе из гонки из-за пробоя какой-то прокладки на швертовом колодце на скорости в 13,8 уз. Вот так дебют! Хорошо, что прокладка, а не мачта.

 

Гонка ‘ездовая’, вниз и вверх к о.Суй-саари. Идем хорошо, 8 уз. Сзади налетают шквалы. Один из них кладет ‘Март’ и долго держит его на боку. ‘Марту’, вероятно, нравится — на старте куролесил и здесь красуется. Огибаемся и летим наверх с дождем. Ход хороший, но уныло…

Проходим гонку ровно, хоть и самую длинную по дистанции, но не самую длительную. В ‘четвертях’ опять выигрывает Решетов, а у ‘толстых’ вдруг выехала ‘Мария’. На вид самая красивая из ‘Рикошетов’, но почему-то не самая быстрая, хотя. помнится, Юра Ситников лет десять назад изрек: ‘Быстро ходят только красивые яхты!’ Как говорят у нас, математиков: ‘Условие необходимое, но не достаточное’.

 

Последняя гонка назад, в Петрозаводск. Расклад уже ясен: ‘Леопольд’ — чемпион, ‘Квартет’ постарается повиснуть ‘на втором гвозде’, Никандров будет, скорее всего, третьим, а дальше ‘Бесы’ станут выяснять отношения с ‘Гуронами’. В ‘толстых’, видимо, ‘Резон’ урезонит ‘Картеров’, и в RS опять верх возьмет ‘Урал’ со своим уникальным баллом. Ветра мало, погода рыболовная. На одной из поворотных банок то ли рыбаки, то ли зеваки. Гонка, прямо скажу вялотекущая и надоедающая. Хочется домой и на работу…

 

Фейерверка нет, награждают, как обычно, ‘погремушками’. Прощаемся с друзьями, чтобы постараться увидеться на следующей ‘Онеге’. Прошел слух, что на будущий год возможна бесплатная баржа прямо с Волги на Онегу Это как-то бодрит и дает некую перспективу оживить древнюю регату хотя бы за счет новых участников, вдохнув в нее свежий ветер Волги.

 

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Безусловно, недостатки Волжской регаты — лишь от отсутствия опыта организаторов, но чувствуется огромное желание устроить яхтсменам настоящий праздник. Похоже, финансовых проблем на будущий год не будет. Вопрос в том, чтобы, увлекаясь культурной программой, не забыть про спорт; но, думаю, не забудут. Акватория ничуть не хуже со спортивной точки зрения, а климат лучше. На Онеге проблемы не только с финансированием. Глядя на регату немного со стороны, в сложившейся ситуации трудно выделить мотивы для привлечения реальных инвестиций. Там как бы два клуба: один — давно знакомых друг с другом гонщиков, другой — такие же отдыхающие судьи и организаторы. Причем оба клуба самодостаточны и практически не пересекаются. Чемпионат России в рамках регаты проводится по IOR, а это значит, что новых лодок там не появится никогда. И будет народ ‘мочалить’ свои геронтологические ‘Картеры’ и ‘четвертаки’, пока хватит сил у И.В.Рискина тащить на своих плечах это чадо. А там, глядишь, и спорт не нужен станет. Сделают не регату, а фестиваль, как в Таганроге.