Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Особенности национальной регаты

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Регата «Свежий Ветер 2002» стартует в России
второй раз. Стремление организаторов и энтузиастов парусного спорта сделать ее
самой массовой и зрелищной в России увенчалось успехом. 85 судов в 6 зачетных
группах из 11 городов России собрались к 23 июня на старт в
Ульяновске.

 

Интересная у нас страна… То автогонки на дорогих иномарках, то бега на еще
более дорогих лошадях, то регата. Вспоминая, как управдом в фильме «Брильянтовая
рука» просила сделать Семен Семеныча Горбункова доклад «Турция – страна
контрастов», понимаю: своей страны она не знала. Контрасты – в России.

 

Возникновение русского парусного спорта связано с именем Петра I. Испытывая
большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского
флота, Петр использовал для подготовки моряков малые суда. «Для увеселения
народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в
плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» —
прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.

 

Оказавшись на территории ульяновского речного порта, я понял, что попал в
Марсель. Такое количество парусов и разнокалиберных яхт видел только там. Кто-то
пришел своим ходом, кто-то вез судно на трейлере. По берегу важно фланировали
бородатые члены экипажей, представители прессы и прекрасные девицы. Яхтсмены –
люди специфические. На главный приз регаты – автомобиль УАЗ – смотрят с иронией.
Они пришли погоняться, покайфовать, окунуться в другой, одним им понятный и
близкий мир. Было видно, что большинство из них чувствует себя комфортно не
только в тельнике, но и в вечернем костюме. О семьях разговор особый. Один из
капитанов женился до тех пор, пока очередная жена не приняла безоговорочно его
увлечение яхтингом. Хобби не дешевое. Стоимость гоночного судна типа стоящего у
пирса «Ориона» сравнима с «Лексусом».

 

Стремление попасть на спортивную яхту и сделать репортаж было непреодолимым,
но… Не хотят журналиста брать на борт – вес лишний, да и «кот в мешке». На
берегу общайся, пей (негласный девиз регаты – «Водка против наркотиков»), ешь –
но не в плавание. А этот «кот», между прочим, три года в океан отходил. В
приказном порядке, конечно, возьмут, но… Вспоминаю, как когда-то навязывали на
наш траулер помполита… На помощь приходит капитан «Скорпиона» Артем Сарксян,
приложивший массу сил для того, чтобы регата состоялась, и я оказываюсь под
пристальными взглядами кэпа «Легенды» Олега Дарменова (тольяттинского хирурга) и
старпома Данилы Темкина (психиатра из того же города). Понимая, что ни один
нормальный папарацци не двинется в ночь на этап гонки от Ульяновска до Тольятти,
диагноз поставили сходу: «Берем!»

 

Общаясь с народом, понимаю, что яхтсмен (настоящий мужчина) не имеет
возраста. Его характеризует блеск в глазах, сила в руках и трезвость в
суждениях.

 

Изучаю 5,5-тонную «Легенду» польской постройки (1977 г.) Надстройки и палуба
– из красного дерева. Что это – выпендреж? Ничего подобного – просто красное
дерево не гниет. Высоченная грот-мачта (основная мачта судна) сварена из титана.
Стоимость такой «удочки» — до 5 тыс. долл. Не считая парусов. Член экипажа
Андрей рассказывает, что в советские времена «Легенда» была яхтой председателя
СМ СССР А.Н.Косыгина. На ней ходил по Волге Владимир Высоцкий, она бывала в
Средиземке. И когда-то на ней был даже гальюн… Да, оправление нужды на воде –
малой и большой – дело непростое, если нет биотуалета, как положено. В первом
случае заняты две руки – одна держится за леер (ограждение из тросов по борту),
другая… Опустим известные нюансы мужской анатомии. Во втором – одна.
Держащаяся. Другая должна иметь пальцы фокусника, чтобы выполнять трюки с
туалетной бумагой. У женщин всегда только второй вариант. Так вот…. «Легенда»
попала в яхт-клуб г.Тольятти и стала «гончаком». Но мягкие зеленые матрасы на
койках напоминают о былом величии.

 

Выстрел стартового пистолета, поехали… Дистанция 145 миль. Конечный пункт –
Тольятти. Быстро понимаю, что мой морской опыт на яхте не пригоден. Главное – не
мешать и вовремя налить чай мужикам. Понятия «набить» (подтянуть) шторы (трос
для управления парусами) и «травить» (ослабить) знакомы, но делать это с
ловкостью членов экипажа сложно. Кэп – на руле, как и положено. Зычные команды
хирурга выполняются моментально. Пытаюсь различить элементы фольклора. Странно,
но русский язык чист… Над Ульяновском появляется черно-сизое марево. Экипаж
перекладывает парус грот-мачты (меняют угол разворота), «Легенда» несколько раз
меняет курс – ищем ветра. Он, как объясняет Олег Дарментов, на Волге есть
всегда. Его просто нужно поискать. И вот, кажется, нашли… На свою голову…
Выполняю команду «крепиться по-штормовому»: все бьющееся и падающее в рубке
раскладываю по сумкам, ящикам, что можно – привязываю.

 

Грозовая туча неумолимо приближается. Резко заветрило, и пошла болтанка.
Сквозь не вовремя подоспевшие сумерки проглядывают далекие огоньки яхт. Из-за
проблем с электричеством вырубается GPS (спутниковая система определения
координат), идем без огней. Кэп читает лоцию при свете фонарика, пытаясь сделать
«привязку» судна к едва различимым очертаниям берега. Из темноты курсом на
пересечение идет какая-то яхта. «Легенда» чудом уворачивается от столкновения.
Старпом Данила теперь может помедитировать на баке. Смешно и немножко жутковато.
Наверное, в прошлой жизни он был судовым капелланом. Похоже, он призывает на
помощь удачу. Да, шутки закончились…

 

Ищем чертов контрольный буй, координаты которого должны зафиксировать. Яхта
идет как утка – то на одно, то на другом борту. Пытаюсь разглядеть в
иллюминаторы дно… Такой шторм на Волге был последний раз в «лохматые времена».
На вскидку – ветер 13-18 м/с, по шкале Бофорта – баллов 7. Подобное я испытывал
только в антарктическом море Космонавтов, когда наша 104-метровая посудина
осталась без хода в 10-балльный ветер (24-28 м/с). Правда, тогда команда надела
чистое белье… Здесь не до этого. При очередном шквале срываемся в
глиссирование (движение за счет силы ветра, а не плавучести). На глазок скорость
километров 30. Приходится постоянно менять натяжку шкотов. Вода перехлестывает
через рубку. При каждом ударе волны в лицо ребята говорят: «Спасибо!» Такова
традиция. Оранжевые костюмы-«непромоканцы» помогают слабо. Вахта периодически
спускается в рубку отжать одежду. Из обветренных уст яхтсменов все чаще
вырывается: «Чума!»

 

Выползшая из-за тучи полная луна осветила кипящую Волгу. Какая-то странная
тишина, и в ней слышатся голоса далекого хора. Сначала мужские, затем партию
подхватывают женщины, им вторят дети. Слитно, завораживающе и умиротворенно. Так
вот какие они – Сирены, от голосов которых сходили с ума моряки Одиссея.
Становится не по себе, но вдруг понимаю, что это не хор – так «поет» оснастка
судна. Леера, шкоты, мачты, паруса…

 

Команда Олега снимает оцепенение: «К повороту!» Идем галсами (курс судна
относительно ветра) против ветра. Держимся подальше от берега. На такой волне и
скорости зацепиться килем за мель – смерти подобно. Качка немыслимая, и в
рассветной мгле проявляется весь кошмар кипящей штормовой Волги. В рубку
сползает Андрей. Голов в крови: на макушке рубленая трехсантиметровая рана.
Заливаем ее водкой, которая, несмотря на «сухой закон», имеется в достатке.
Андрей вновь поднимается на палубу. Порывы ветра, мат на баке… Лопается
стаксель – косой парус.

 

Вообще паруса современных яхт, имеющих углепластиковое армирование, по
прочности крепче алюминия. У нас обычно… Озверелые мужики ставят запасной.
Через некоторое время и он приходит в негодность. Потом еще два… Последним
сдался парус грот-мачты… Пытаюсь немного прилечь. Зад бьется о жалобно
скрипящие на гребне каждой волны шпангоуты. Вода льется сверху и булькает где-то
снизу. Укрывшись мокрыми и драными стакселями, забываюсь на полчаса.

 

Утро, 5 часов по Москве. Шторм так же быстро прекратился, как и начался. С
дистанции мы сошли, но живые. В бинокль наблюдаем за яхтой «Торнадо»: она
движется со сломанной мачтой (вот, похоже, к чему приводят армированные паруса),
но с движком. У нас его нет. Поднимаюсь на вахту. Под дырявым, висящим кондомом
стакселем мы идем на Тольятти. Ветра почти нет, все спят. Ставим с Андреем грот.
Спускаясь на корму, слышу чей-то вопль и чувствую движение воздуха над головой.
Медузой прилипаю к палубе – опять этот гик… На этот раз обошлось. Отогреваясь
на ласковом солнышке, потягиваем кофе. Скидываю напяленный на меня детский
тулупчик и слышу реплику капитана: «Как насчет пожрать?»

 

Закуска (самое вкусное) ушла в Ульяновске. Осталась еда, которую надо
готовить. Достаю из рундука то, что несколько дней назад было копченой курицей.
Шкура вздыбилась, покрылась плесенью и разложилась – смрад неимоверный. Слышу
лекцию профессионального медика о переработке белков в аминокислоты: «И вообще,
желудку легче будет», — подводит он, шумно втягивая воздух носом. Мою птицу за
бортом, в надежде, что хотя бы одна свежая рыба всплывет, надышавшись. Увы…
Встряхиваю тушку за ноги – и филе отлетает от костей легко и непринужденно.
Делаю плов, на который идет весь запас лаврушки и лука, но с виду красиво.
Команда просыпается на запах. Данила снова медитирует – видимо, заговаривает
желудок. Через 15 минут сковорода с яством пустеет. Бурчание в желудке слышно
отчетливо, но все терпят.

 

Траверз Тольятти. Судейский катер. В створ не входим, идем мимо. Можно подать
протест судьям из-за того, что буя в темноте не видно, и аннулировать результаты
всей гонки. «А как же те, которые увидели и прошли?!» — говорят мужики…
Швартуемся и тащим паруса в ремонт. Послезавтра следующий этап гонки. Надо
успеть. Меня почему-то начинает болтать, земля уплывает из-под ног, хотя морской
болезнью не страдаю. К вечеру подтягиваются последние прошедшие этот этап
лодки.

 

На следующие день состоялся совет капитанов – перепалка, но в пределах нормы.
Потом – концерт бардов с Грушинского: Юрия Панюшкина и Александра Исаева. Пора
прощаться, но… Судья Яна Добжицкая где-то достает гитару, и мы идем на
гостеприимный «Скорпион» Артема Сарксяна. Подтягивается команда с «Ориона».
Бутылка коньяка гуляет по кругу, им периодически моется палуба, из запасников
появляется новая, а под струями ливня звучит: «В большой реке я сегодня выйду, а
завтра лето кончится, и подавать я не стану виду, что уезжать не хочется…»

 

Команда победителей по результатам 7
гонок:

1-я группа
1-е место «Волга», 2-е место
«Славутич», 3-е место «Забава-2»
2-я группа
1-е место «Эол», 2-е
место «Мираж», 3-е место «Скиф»
3-я группа
1-е место «Ока», 2-е
место «Ребус», 3-е место «Коррида»
4-я группа
1-е место «Волга»,
2-е место «Славутич», 3-е место «Забава-2»
5-я группа
1-е место
«Ника», 2-е место «Мираж», 3-е место «Эол»
6-я группа
1-е место
«Мираж-2», 2-е место «А», 3-е место «Кукарек-Керакук»
Финальная гонка
KOMPAN RACE
1-е место «Эол», 2-е место «Забава-2», 3-е место
«Славутич»

©2002 - 2019 | Кубок волги