Рейтинг журнала «Капитан-Клуб»
Показателем уровня подготовки яхтсменов является регата. Гонка крейсерская, кроме гоночного мастерства, — еще и проверка морской выучки.
Сравнение проходящих в разных концах страны регат – небезынтересная иллюстрация состояния дел в нашем яхтинге. Год назад мы провели статистическое исследование, подготовив рейтинг крейсерских регат. Посмотрим, что же и в какую сторону изменилось.
Мы опять разослали анкеты судьям, организаторам и участникам регат, а также попросили яхтсменов, побывавших на разных регатах высказать свое мнение. В обзоре мы ограничились только регатами, имеющими хотя бы один этап протяженностью свыше 90 миль. Также не включены «выездные» регаты за рубежом.
Методику оценки приведенную в предыдущем обзоре (№1/2002), мы доработали и дополнили.
Закономерно, что написавшие нам гонщики оценивали бытовые условия на регатах критичнее, чем организаторы. Но любопытно, что судейством, напротив, гонщики оставались довольны чаще организаторов.
Поскольку показатели спортивного уровня, организации и т.д. могут различаться в интерпретации разных людей, мы, выставив, как и прежде, баллы по различным номинациям, все же ранжировали их по единственно объективному и, на наш взгляд, главному показателю – массовости.
«Свежий Ветер-2002»
Гонка Ульяновск – Тольятти – Ульяновск и 3 короткие гонки плюс финальный матч-рейс между лидерами. 421 миля по Куйбышевскому водохранилищу. Размещение флота – в яхт-клубе и на водно-спортивной базе. Гонки по гандикапу RS-2000 и УПО, для желающих – зачет по обеим системам. Пройти обмер можно было перед стартом. Первый в России опыт профессионального подхода к работе со спонсорами и «раскрутке» регаты принес плоды: она стала самой бюджетной и массовой – 85 яхт из 11 регионов.
Не все удалось организаторам: сорвалась обещанная доставка теплоходом яхт из других регионов, вызвал нарекания уровень судейства.
В этом году регата будет называться «Кубок Волги» и пройдет 21 июня – 05 июля в статусе Первенства России среди крейсерских яхт по формуле обмера RS-2000.
www.volgacup.ru
31-й Кубок Онего
Петрозаводск – пос.Шальский – Петрозаводск – о.Суйсари – Петрозаводск плюс короткая гонка. Всего 502 мили по Онежскому озеру. Выгодное географическое положение позволяет регате собирать самое большое региональное представительство – 14 регионов, 41 яхта. Единственная регата, обеспечивающая централизованную доставку яхт теплоходом. Как и «Свежий Ветер», «Онего» имеет атрибуты большого спортивного праздника: фирменную символику, логотипы и т.п.
Большинство опрошенных участников отметили высокий уровень судейства, хотя организаторы (Минтуризма Карелии и республиканская ФПС) считают, что есть еще над чем работать. Портит впечатление стоянка у полуразрушенных причалов без элементарных удобств.
В рамках регаты проходит Чемпионат страны по гандикапу IOR-TOTD среди яхт с баллом до 6,72.
21-31 июля 2003 г.
http://yachting.onego.ru
http://gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Sport/Regata/index.html
6-я Санкт-Петербургская Парусная неделя
Петербург – Выборг и обратно
плюс три 17-мильные гонки; всего 300 миль по Финскому заливу. В Петербурге собрались 63 яхты, в основном из местного флота (одна из Москвы). 26 участвовали только в коротких гонках и лишь 37 боролись за победу в общем зачете. Гонки по формуле RS-2000. Базирование флота – по своим гаваням, «дикие» стоянки на старом форту и в Выборгском яхт-клубе.
Возможно, из-за слабого информационного освещения регата оказалась в числе самых малобюджетных. К заслугам организаторов стоит отнести то, что ее проводят практически на голом энтузиазме. Но в организации регаты нет ничего нового, что вызывает опасение за ее будущее.
16-24 августа 2003 г.
www.spps.ru
www.sail-petersburg.nm.ru/racing/sailweek
Кубок залива Петра Великого
30 яхт прошли 468 миль по одной из интереснейших морских акваторий России. В двух группах было всего по 2 яхты, зато в группе «четвертьтонников» — самое большое собрание практически одинаковых яхт, обеспечивающее интересную борьбу без гандикапа. В наступающем сезоне это позволит провести в рамках регаты Чемпионат страны в классе «Конрад-25». Организаторы планируют бесплатно предоставить 7 яхт участникам из других регионов. Хорошие условия стоянок в яхт-клубе «7 футов».
28 августа – 7 сентября 2003 г.
www.sail.marinet.ru
Кубок Р.Е.Алексеева
Традиционная регата на Горьковском водохранилище собрала 30 яхт из Нижегородской и соседних областей. Дистанция 302 мили, гонки по правилам УПО, IOR-TOTD. Все стоянки флота в яхт-клубе г.Городец, дистанции – круговые, с возвращением в яхт-клуб.
2-10 августа 2003 г.
ФПС Нижегородской области (Алексей Евгеньевич Зрячев),
тел./факс (8312) 36-7458,
e-mail: otdelstroy@internet2.ru
Соловецкая регата
Самая северная регата в России. 19 яхт, 376 миль по маршруту Пертоминск – Кондостров – о.Соловецкий – Северодвинск – Архангельск. Формула УПО.
1-10 августа 2003 г.
e-mail: smp@atnet.ru
Областная ФПС, Парусный центр «Норд», тел. (8182) 22-1596
http://borey.whitesea.ru
Азово-Черноморская регата
15 яхт прошли 678 миль по маршруту Севастополь – Анапа – Сочи. Комфорт черноморских яхт-клубов обеспечил ей высокую оценку за бытовые условия, а поддержка ВФПС – хороший уровень судейства и информационного освещения. При невысокой массовости в ней участвуют такие звезды, как Сергей Бородинов (привлечение профессиональных экипажей для повышения спортивного уровня и интереса к регате распространено на Западе и может принести пользу у нас). Одним из резервов повышения массовости представляется участие яхтсменов из соседних Украины и Болгарии.
Регата имеет статус Чемпионата России по IOR-TOTD среди больших яхт (гоночный балл свыше 6,72).
Международная Черноморская регата
2-18 августа 2003 г.
ВФПС, тел. (095) 725-4703
Кубок Байкала
760 миль, 4 яхты. Самая протяженная дистанция и самый маленький флот. Вероятно, не каждый готов пуститься в дальнюю гонку в трудных условиях, предъявляющих высокие требования к подготовке.
Александр Масасин из Иркутской областной ФПС пишет: «На Байкале крейсерских яхт мало: в Иркутске 35, несколько в Улан-Удэ, Северобайкальске, довольно много яхт в Братске, но до него 600 км, из них 150 – против течения; организаторы думают над доставкой или обеспечением горючим для перехода. Если в гонки в среднем по стране выходит около 10-15% яхт, то получается 4-6 яхт на длинных и 38 на коротких гонках».
Отметим, что более массовая регата «Бархатная осень» проходит по нечетным годам.
www.angara.ru/~istok
Не вошли в статистику, но, безусловно, заслуживают упоминания:
• Кубок Нижней Волги: Волгоград – Камышин – Даниловка – Волжский. 256 миль, 28 яхт (см. №4/2002);
• Регата «Русское море»: Новороссийск – Анапа – Геленджик – Новомихайловский – Сочи. 312 миль, 12 яхт. 20-30 сентября
www.orclub.newmail.ru
Кубок Ладоги в 2002 г. увы, не состоялся.
Для полноты картины упомянем и крейсерскую регату на Каспийском море; подробнее о ней читайте в следующем номере.
Номинация | Весовые коэф-фициенты | ‘Свежий Ветер’ | Кубок Онего | СПб Парусная неделя | Кубок залива Петра Великого | Кубок Р.Е.Алек-сеева | Соло-вецкая регата | Азово-Черно-морская регата | Кубок Байкала | |
1 | Информационное обеспечение участников | 0,9 | 14,5 | 15,8 | 12,3 | 17,3 | 11,3 | 14,2 | 14,8 | 12,5 |
2 | Бытовые условия на стоянках | 1,2 | 34,9 | 14,7 | 19,0 | 28,3 | 25,8 | 22,8 | 39,3 | 21,1 |
3 | Техническое обеспечение соревнований | 1,0 | 14,2 | 9,1 | 9,6 | 15,2 | 4,9 | 7,6 | 11,3 | 9,2 |
4 | Информационное обеспечение спонсоров, освещение в СМИ | 1,2 | 22,7 | 18,7 | 10,0 | 17,3 | 4,7 | 15,3 | 16,5 | 16,7 |
5 | Состав участников | 2,5 | 26,8 | 26,8 | 24,2 | 13,3 | 10,1 | 10,2 | 11,3 | 2,5 |
6 | Судейская коллегия | 1,0 | 6,9 | 11,2 | 7,7 | 10,4 | 7,7 | 7,7 | 10,2 | 6,9 |
7 | Дистанция | 1,0 | 3,0 | 4,0 | 2,0 | 3,0 | 2,0 | 2,5 | 4,0 | 4,0 |
8 | Акватория | 1,3 | 13,8 | 17,3 | 14,3 | 21,2 | 10,6 | 16,8 | 18,2 | 12,5 |
9 | Культурная программа | 0,5 | 16,0 | 4,0 | 2,0 | 8,0 | 0,0 | 8,0 | 11,0 | 4,0 |
Сумма баллов | 199,2 | 170,0 | 145,2 | 156,2 | 93,8 | 127,7 | 136,6 | 101,2 |