Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Записки морской дилетантки

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

На яхте всегда – и в шторм, и в штиль – рады
женщинам.

 

С 21 июня по 4 июля сего года в Ульяновске
прошла крейсерская регата «Свежий ветер — 2002», которая с этого года приобрела
статус Всероссийской гонки и вошла в официальный календарь Федерации парусного
спорта. Специальный корреспондент «РВ» делится с вами своими незабываемыми
впечатлениями от регаты, прошедшей под девизом «Спорт против
наркотиков».

 

Приятные неожиданности начались уже в поезде «Москва
— Ульяновск», где царствовали полузабытые в наши дни радушие и пренебрежение к
бытовым неудобствам. Легче простого было поменяться местами с явной невыгодой
для партнера, даже в соседний вагон. Ответом были мгновенное согласие и
приветливая улыбка.

 

Мы ехали в город, история которого насчитывает почти
четырехвековую историю. С самого основания и до конца XVIII столетия Ульяновск
именовался не Симбирском, а Синбирском. Мнения исследователей по поводу
этимологии названия города до сих пор расходятся. Зато точно известна дата его
рождения. В 1648 году царь Алексей Михайлович послал молодого воеводу Богдана
Хитрово на берега Волги для строительства города, охраняющего от ногайских
татар. Воевода в том же году и основал город Синбирск на «венце» — вершине горы
(также называется гостиница, в которой нас разместили).

 

Помимо знаменитого революционера, давшего городу
новое название, в Ульяновске родились историограф государства Российского
Николай Карамзин, поэт Николай Языков, писатели Иван Гончаров и Дмитрий
Григорович, живописец Аркадий Пластов, композитор Александр Варламов. Этот город
определял судьбу России не только в начале XX века. Стены Синбирска осаждали
отряды Степана Разина, там содержался под стражей Емельян Пугачев.

 

Впрочем, перейдем к современности. Приехав в
Ульяновск, мы были поражены видом и размерами Куйбышевского водохранилища.
Местные жители вполне справедливо называют его «морем». Оно огромно и прекрасно.
Вода в солнечный день блестит алмазными каплями, играет солнечными бликами, небо
лазурно-голубое. Смотришь и не можешь удержаться от восклицания: «Господи, какая
красота!».

 

Но даже искусственное море, оказывается, может
штормить. PR-директор регаты — наша «Елена Прекрасная» — решила пойти (под
парусом, как оказалось, не «плавают» , а «ходят») на яхте «Скорпион». Яхтсмены,
народ радушный и приветливый, с радостью взяли ее на борт. Кроме холодной
погоды, Елену ничто не пугало. Пока не начался шестибалльный шторм с волнами
высотой в два метра.

 

Яхтсменка-дебютантка измучилась от морской болезни,
дрожала от холода и, ругаясь, просила срочно ссадить ее с яхты. Но безуспешно. В
воде, заполнившей судно, уже плавали паспорт, мобильник, записная книжка.

 

Правда, все завершилось благополучно. Разумеется,
Елена сказала, что на яхту больше ни ногой. И что вы думаете? На следующую гонку
Елена пошла на другой яхте — «Орион». Но и там ее ожидало не менее тяжелое
испытание. Невыносимая жара, полнейший штиль, жажда. От ничегонеделанья
проговорили на все темы, перечитали вслух и обсудили все имевшиеся на борту
журналы. Промаявшись и в этой гонке (гоночный комитет решил закрыть финиш),
Елена наконец-то ступила на долгожданную землю.

 

А вообще-то все журналисты ходили на яхтах. И все,
без исключения, испытали восторженные чувства. Сбылась мечта Артема Сарксяна,
идейного вдохновителя крейсерской регаты, — каждой команде яхты по журналисту.
Чтобы знал наш брат, что такое парусный спорт, какие эмоции, душевные потрясения
можно испытывать на борту судна.

 

Этим планам не могло помешать и то, что большинство
аккредитованных на регате коллег относились, как и я, к слабому полу.
Общеизвестное правило: «Женщинам не место на корабле!», похоже, не действует в
мире яхт. Поэтому огромное спасибо всем – и организаторам, и яхтсменам -за
впервые испытанные на себе великолепные впечатления от парусного спорта.

 

Ваш покорный слуга ходил на яхте «Борей»(Самара).
Экипаж, разумеется, состоял из капитана и матросов. Но поразительно было другое
– интеллект увлеченных яхтсменов. Оказывается, капитан «на суше» — директор ТЭЦ.
А двумя матросами были профессор-кардиолог и микрохирург-кандидат медицинских
наук.

 

Первая парусная регата прошла в Ульяновске еще в
1997 году. Ее организатор Владислав Терехин — президент «Поволжского
крейсерского союза». Это настолько колоритная личность, что, глядя на него,
хочется воскликнуть: «Не перевелись еще богатыри на земле русской».

 

Он безгранично, фанатично предан парусному делу.
Родился в Ульяновске, служил на Балтике, ловил крабов на Камчатке, вернулся в
Ульяновск водолазом. Освоил токарное, слесарное, фрезерное дело. Знает металло-
и деревообработку. Обстоятельно подходит к решению всех проблем. Из общения с
ним узнала, что уже готов проект под названием «Гончаровский маршрут». Терехин и
его сподвижники хотят повторить кругосветное путешествие, описанное и в
действительности пройденное на фрегате «Паллада» их знаменитым
писателем-путешественником Иваном Гончаровым.

 

На прошедшей регате, по словам исполнительного
директора «Поволжского крейсерского союза» Алексея Сорокина, впервые был введен
институт волонтерства, поставлен палаточный городок, и все участники регаты
получали бесплатные обеды. А их немало — пятьсот человек. Одно разнообразие
названий яхт чего стоит — «Борей», «Леха», «Арго», «Блюз», «Волга», «Каприз»,
«Кукарек-Керакук», «Славутич», «Печенег», «Торнадо», «Эол», «Крокодил»,
«Зебра»…

 

Как ежегодно организуется регата? С марта начинается
сбор предварительных заявок. Вносится льготный стартовый взнос и заранее
просматривается видеоматериал о яхте-заявителе. В гонках участвуют яхтсмены из.
Питера, Москвы, Череповца, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Чебоксар,
Тольятти и т.д. В этом году было около 140 заявок. На старт пришло 85 яхт. К
концу гонки из-за поломок их осталось 65.

 

В единственный пасмурный вечер я как-то увидела
вдали темное пятно. Спросила яхтсмена, что это такое. Оказывается, водяной
смерч. Его сила настолько велика, что может запросто затянуть в свои сети корову
с берега. На прошедшей регате именно из-за смерча одна из яхт вынуждена была
выйти из соревнований.

 

А ведь яхта — удовольствие не из дешевых, в среднем
стоит около одиннадцати тысяч долларов. Но никакого чинопочитания регата не
признает. В море все равны. На каждой яхте есть капитан, старпом и матросы. Яхта
имеет полное снаряжение – спасательные жилеты, сигнальные ракеты, туманный горн.
И у яхтсмена обязательно должно быть удостоверение на право вождения со званиями
яхтенного рулевого I, II и III класса.

 

В итоге многодневной регаты суперприз — автомобиль
«УАЗ» — получил экипаж яхты –«Эол». Яхте «Скорпион», как самой скоростной,
вручили компьютер плюс кубок вместе с гжелью в виде фрегата, наполненного
водкой. Впрочем, «гжельскими спиртными напитками» награждали все команды. Ведь
генеральным спонсором регаты был ОАО «Московский завод «Кристалл» наряду с
торговым домом «Росспейс» (Москва), компанией «Компан Марин» (Санкт-Петербург),
пивоваренной компанией «Витязь» (Ульяновск)…

 

На торжественном закрытии присутствовал мэр
Ульяновска Павел Романенко. Весьма насыщенной и разнообразной оказалась
культурно-развлекательная программа с духовым оркестром и эстрадными
исполнителями, парадом мажореток, бардовскими песнями у костра и праздничным
фейерверком над Волгой. Короче, как было написано на корме одной из яхт: «Хотим
на «Свежий ветер — 2003».

©2002 - 2019 | Кубок волги