Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

«Кубок Волги» — информация к размышлению

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Прошла регата и, спустя некоторое время, можно без
лишних эмоций проанализировать, что же мы увидели на Волге.

Сразу оговорюсь, что точек зрения немало и важно, что результат проведения
регаты, по отзывам большинства участников и по нашему мнению, получился, в
итоге, положительным и это может служить хорошей отправной точкой для развития
её в дальнейшем.

На «пати» капитанов в Ульяновске была попытка организаторов прояснить,
насколько удалось спортивное мероприятие, и было высказано немало конструктивных
суждений.

Проделана колоссальная работа по организации и проведению соревнований.
Правда, некоторые вещи были упущены или происходили не так, как хотелось бы.

Начнем с того, что организаторы решили повысить статус соревнований, а это
влечет за собой круг проблем. Привлечение спортсменов и судей из других регионов
страны — это прекрасный посыл, поднимающий на новый уровень качество гонок. Но к
этому надо быть готовыми.

Если рассматривать регату, как традиционную — внутрирегионную, то она вполне
удалась. Если же мы хотим иметь соревнования более высокого уровня, то хотелось
бы высказать некоторые пожелания.

Организаторы честно отработали свои обязательства перед спонсорами, но не
надо забывать и о тех, кто является фоном этого праздника — о судьях и
спортсменах. К приезду иногородних спортсменов и судей было бы неплохо
забронировать места в близлежащих гостиницах, тем более тем, кто подавал заявки
заранее (предварительно согласовав уровень сервиса).

Обещанных волонтеров так никто и не увидел помогающими яхтсменам. А как бы
они пригодились, особенно в дни приезда и обмеров. Особенно тем, кто по разным
причинам оказался в цейтноте. Досадно было видеть, что симпатичная яхта «Африка»
вышла на первые старты совсем неумытой с дороги.

Замечательно, что на сайте была напечатана акватория гонок, но было бы
нелишним разместить и карту города с указанием порта, гостиниц проживания
участников, мест закупки продуктов и т.д., ведь многие приехали сюда впервые.
Это касается и Тольятти. Может быть, конечно, это незначительные мелочи, но они
дают очки в плюс организации соревнований и влияют на картину в целом.

Кстати о карте акватории. Во избежание путаницы в будущем, хотелось бы
привести в соответствие карту, координаты и навигационные знаки в районе гонок,
где даже местные гонщики выходили не на те марки.

Отсюда еще одна проблема, кстати, к концу гонок её, похоже, решили – на
каждом знаке должно стоять судейское судно и заносить в протокол участников его
огибающих, фиксировать время, правильность огибания и возможные нарушения.
Особенно при большой плотности на дистанции яхт-участников. Что напрашивается
само собой после того, как судьи (по требованию некоторых капитанов) решили
опечатать двигатели перед первой длинной гонкой. Почему подобная процедура не
была проделана перед гонкой Тольятти — Ульяновск — остается только гадать. Этот
момент весьма показателен. Создается впечатление, что были прецеденты или
присутствует устойчивое убеждение по поводу нарушения некоторыми гонщиками
принципов честной спортивной борьбы в прошлых гонках.

Что касается судейства. Не считая недоразумения с малюсенькими флагами —
почти отлично. Особенно порадовала оперативность обработки и обнародования
результатов. Правда есть пожелания. На Московских соревнованиях нормальная
практика, когда судьи голосом, через громкую связь, дублируют команды. При
одиночном отзыве с фальшстарта это очень важно, тем более что мелом написанных
номеров не было видно (как это указано в правилах), а в стартовой толчее не
всегда точно определишь, кто именно выскочил за линию.

Несколько слов об открытии и закрытии соревнований. Так получилось, что во
время проведения этих мероприятий нам повезло с погодой. А ведь Волга показала,
что может быть и не такой гостепреимной.

И, к сожалению, не заметно было каких-то мер, учитывающих такие
обстоятельства, не считая частичного расположения выступающих граждан под
навесом здания порта. То же самое можно сказать о процедуре обмера парусов.
Руководство порта выставило яхтсменов с мерителями на улицу из вестибюля на,
далеко не чистый и ровный, асфальт. Благо, что он частично просох от предыдущего
ливня. Такие моменты организаторы должны учитывать или корректировать по
ходу.

К сожалению, количество зрителей наводит на мысль о недостаточной пропаганде
этого события в средствах массовой информации Ульяновска. На памяти подобное
мероприятие проходившее в г. Таганроге собрало тысячи людей. Было впечатление,
что весь город пришел в яхт-клуб. Может быть, это выступление известной группы
сыграло решающую роль, но ведь важен результат — народ был приобщен к событию!
Хотя, в спортивном отношении, Кубок Волги – соревнования на порядок серьезнее.
Волжане участвовавшие там — подтвердят. Огромный, полупустой пароход, стоявший у
дистанции — плохой аналог двум пароходам на прошлогоднем банковском кубке,
которые были битком забиты народом, слышалась музыка и комментарии
соревнований.

Еще хотелось бы отметить следующее. Парусный спорт сложен во многих
отношениях. Но гораздо комфортнее было бы, если бы каждый участник в моменты
между гонками мог без лишней суеты и буквально рядом найти парусного мастера,
произвести ремонт корпуса лодки, мачты или каких-либо деталей, купить или взять
в аренду оснастку и необходимое оборудование, обратиться к врачу, заказать
шампанское и так далее. Информация обо всем этом должна висеть на доске
объявлений.

Может быть, кому-то это покажется лишним, но это тот уровень, к которому все
мы должны, в конце концов, прийти. Еще один аспект. Не многие спортсмены,
особенно из дальних регионов, могут себе позволить приехать на соревнования со
своими лодками. Есть перспективный путь сдачи лодок в аренду. Но не тех
«глюкал», на которые смотреть страшно, а на год их выпуска еще страшней, а
нормальные гоночные лодки, на которых можно рассчитывать на неплохой
результат.

Есть уже города, которые держат небольшие флоты матчевых лодок, которые
вполне подходят и для маршрутных гонок. Наверное, Тольятти с Ульяновском по
силам подобный ход. Уж если совсем уйти в сторону радужных рассуждений, то можно
провести аналогию с некоторыми футбольными командами, которые содержатся
некоторыми предприятиями и выступают на должном уровне. Можно вспомнить
Николаевский судостроительный завод, который, в свое время, буквально за два
года обеспечил вход своих спортсменов в сборную страны почти во всех олимпийских
классах.

Пока мы видим массовые мероприятия «для галочки», где неоднократное
перечисление спонсоров и их точных адресов занимает уйму времени, участники и
зрители с пониманием выдерживают эту экзикуцию, а процедура награждения —
комкается, путаются группы, некоторые призы остались на подиуме неврученными
принародно. Думаю, что участие в этом процессе активного, сведущего человека,
например — Яны Добжицкой, а не профессионального массовика-затейника было бы
более уместным и успешным.

Значительную часть полезной организационной работы провел Артем Сарксян,
сумевший поднять регату на следующую ступень развития, убедивший с одной стороны
— многих спонсоров, с другой стороны — гонщиков и яхтостроителей с разных
регионов страны принять участие в регате. Добившись, по сути, не просто
интересного соревнования, но полигонного испытания новых идей, проектов,
концепций. Хотя погода не позволила в полной мере ощутить все их плюсы и минусы.
Пусть не все одобрили закрытую формулу обмера. Эта тема, наверное, всегда была и
будет в центре дискуссий, но проделана работа, есть точка отсчета и претензии к
Артему в этом плане, по-моему, не уместны.

Ясно, что за современными лодками должно быть ближайшее будущее — все они
показали себя достойно, и потенциал, который в них заложен — грех не
использовать. Хочется сказать о них несколько слов. В финальную десятку попали 7
современных лодок. Практически каждый тип лодки заслуживает быть отдельным
классом. Алекстар 767 — сделан, как чисто спортивная яхта, с отсутствием
комфорта, но с хорошими перспективами именно гоночной лодки. Стараниями Артема
его лодка за три года превратилась в одну из самых скоростных. А круизный
(тюнингованный) Алекстар-25, корпус которой сделан в той же матрице, но с более
высоким бортом и со всеми удобствами. В умелых руках показывал весьма
обнадеживающие результаты. К сожалению, некоторые конструктивные проблемы
преследуют хозяев этих лодок до сих пор. Самый массовый на сегодня Сантер-760 (
в Питере их около десятка) – это промежуточная лодка между чисто спортивной и
круизной и, что не маловажно, это стандартная серийная лодка и способна стать
культовой, подобно Melges-24. Экипаж А. Николаева на этой регате побил
неофициальный рекорд скорости для Santer-760, установленный в Голландии в
прошлом году (теперь он равен — 22,4 уз). У Сантера тоже были проблемы до начала
серийного выпуска. Сейчас на западе эти лодки показывают в гонках прекрасные
результаты. Порадовали Нижегородские лодки, построенные непосредственно перед
этими соревнованиями. На лавировке им не было равных. Конечно, авторам еще есть
над чем поработать, но для дебюта — великолепный результат. Сломанная мачта на
«Африке», скорее всего, следствие спешки и не до конца отлаженных узлов.
Ситниковский «Орион» второй год в ряду лидеров. Обводы корпуса этой яхты, на мой
взгляд, являют собой — совершенство. «Аристократ», занявший в финале второе
место — тоже достойная внимания лодка. Правда, пока никто из российских
яхтостроителей не представил четких концепций своих проектов, способных
заслужить право называться новым национальным классом. Рикошет-780, не
представленный на этих гонках, пожалуй, исключение, да и то — это всего лишь
форсированный четвертак, который продолжает существовать по инерции, постепенно
заменяя морально и физически устаревающий флот, т.к. — альтернативы до сего
времени не было.

Теперь есть почва для нового подхода к формированию зачетных групп. Жаль, что
в положении к соревнованиям не было возможности маневра в этом плане. Не было бы
обиженных со стороны экипажей «Картеров-30», которые, в общем-то, являются давно
устоявшимся самостоятельным классом и, наверное, имеют право на зачет в
отдельной группе.

Еще просьба к организаторам. Хотелось бы в будущем укладываться в более
сжатые сроки. Две недели, все-таки, долго. Если проблемы с контрольным временем,
то младшим группам можно ставить укороченные дистанции, как это делают на Онеге,
обеспечивая более плотный финиш.

Спутниковый онлайн. Болельщики говорят — забавно. Единственное, есть мелкие
нюансы, которые путают пользователей. Нет четкого обозначения: линия старта,
знаки, линия финиша. Неплохо бы запускать сюжет минут за пять до старта с точным
отражением момента старта и обрубать после финиша последней яхты, остальное
только вводит в заблуждение людей, не особо искушенных в тонкостях яхтинга.

Есть еще мысли по поводу призов. Некоторые недоработки. Малый кубок -10л
водки вручили юношам, которым по 16-18 лет — неудачный фокус получился! Экипаж
А.Николаева не жалко? Еле упаковали, все, что им причиталось! Мы рады за него,
но остальным призерам как-то очень скромно, хотя боролись. В общем, есть много о
чем подумать, дай Бог здоровья потенциальным спонсорам!

Может быть много критического было сказано, больше, чем хотелось услышать, но
важно, чтобы наш парусный спорт развивался и наши спортсмены-парусники не
чувствовали себя ущемленными на фоне развитого мирового яхтинга. И тенденция
роста интереса к парусу прослеживается из года в год. Умные люди находят выгоду
в обращении к этой эмоциональной, зрелищной сфере. Жаль, что мало еще у нас
специалистов, способных наглядно демонстрировать все прелести парусного спорта
широкому кругу зрителей, как это делается в некоторых популярных видах спорта. В
заключение хочу выразить благодарность от лица гостей-участников. Особенно, от
впервые приехавших на Волгу – организаторам за яркий, самобытный праздник и
пожелание: продолжать развивать парусные традиции на этой замечательной земле и
акватории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги