Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Парусам не хватало ветра

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Репортер побывал на парусной регате ‘Кубок Волги — 2003’

В минувшую субботу в Ульяновске завершилась третья всероссийская парусная регата ‘Свежий ветер — 2003’. Из десяти самарских команд, принявших участие в этих масштабных соревнованиях, фортуна улыбнулась только одной — экипажу ‘Лазера’, занявшего в группе ‘В’ второе место. А тюнинговый автомобиль ‘УАЗ-31514’ уехал в Саратов вместе с экипажем яхты ‘Nikolaev-Team’, ставшей победителем регаты. Репортер в непосредственной близости внимательно наблюдал за ходом захватывающих соревнований.

Неравная борьба

Яхты изначально были распределены по четырем группам. Особый интерес вызывала группа А1, в которую были включены спортивно-туристические яхты: ‘Рикошет 930’, ‘Рикошет-901’, ‘Картер-30’, а также суперскоростные яхты проекта XXI века — ‘Африка’, ‘Ракета’, ‘Nikolaev-Team’, «Mitsubishi Pajero», которые по своим техническим характеристикам значительно превосходили все остальные. ‘Реактивные самолеты’ — так окрестили новую технику сами яхтсмены; одним своим присутствием они заведомо уменьшали шансы на победу у лодок традиционных проектов, в том числе и у самарских яхт — ‘Забава-2’ (капитан Владимир Фомин) и ‘Борей’ (капитан Александр Егоров). В общем, борьба была неравной.

Гонка №7 протяженностью 23,5 морские мили, за ходом которой как раз и следил Репортер, проходила 4 июля по кругу в районе северного буя речного порта Ульяновска. С погодой не повезло: светило солнце, небо было ясным, ветер слабый. В таких условиях участникам гонки было трудно набрать нужную скорость. А вот для наблюдавшей за ходом событий прессы, телевизионщиков и фоторепортеров условия были просто идеальны. К тому же в их распоряжении был теплоход ‘Петр Алабин’, арендованный генеральным спонсором регаты – московским заводом ‘Кристалл’. Теплоход вышел в район старта. Перед глазами пассажиров развернулось ошеломляющее зрелище идущей на всех парусах флотилии.

Ликбез при попутном ветре

Спонсоры регаты ОАО ‘Вега’ предложили журналистам пройтись по маршруту седьмой гонки еще и на комфортабельном катере. Появилась возможность увидеть гонки практически изнутри, поэтому Репортер вместе с другими пассажирами катера ‘прицепился’ к одному из лидеров соревнований — московской яхте ‘Mitsubishi Pajero’ капитана Артема Сарксяна. Было видно, как слаженно, быстро и четко работает его экипаж — смена парусов проходит в считанные секунды.

Управлявший катером с журналистами президент НП ‘Поволжский крейсерский союз’ яхтенный капитан Вячеслав Терехин комментировал неискушенной журналистской публике, что к чему, параллельно проводя ‘ликбез’ по части науки хождения под парусом. После импровизированной лекции Репортер почувствовал в себе силы взять шкоты в руки и управлять яхтой. Но только на суше.

Однако, как выяснилось из рассказа капитана, в тупиковые ситуации зачастую попадают и сами яхтсмены, причем даже самые опытные.

‘В парусном спорте есть некоторые вещи, которые сложно объяснить с точки зрения здравого смысла. Существует обширная теоретическая база, но на практике все намного сложнее. Бывает настолько измучаешься, что говоришь себе: ‘Да пропади все пропадом!’. Лодка не идет, и все, непонятно почему. А потом раз — и пошла’.

 

Особенность данной гонки, по словам ‘гида’, заключается в ее короткой дистанции. Яхты не успевают разбежаться и поэтому находятся в почти одинаковых условиях. На такой дистанции можно выстраивать тактику, ориентируясь на впереди идущие яхты.

Пройдя на приличной скорости мимо состязающихся яхт, катер Репортера повернул к берегу. А чуть позже стали известны общие результаты соревнований по всем семи гонкам. В группе А1 на первое место вышла саратовская яхта ‘Nikolaev-Team’, на второе — ‘Орион’ (Екатеринбург), на третье — ‘Ракета’ (Нижний Новгород). Самарская яхта ‘Забава-2’ стабильно удерживала восьмое место. Всего в этой группе приняло участие 22 экипажа. В группе А2 на первое место вышел тольяттинский ‘Мирамистин’; самарские яхты этой группы ‘Ника’, ‘Клиф’, ‘Забава’ получили, соответственно, девятое, 19-е и 22-е место из 36. Наиболее удачливыми среди наших земляков оказались экипажи ‘Эола’ (капитан Михаил Лаухин) и ‘Лазера’ (капитан Андрей Милашкин). Гонка №7 позволила самарцам в своих группах стать вторыми.

Четыре балла после финала

На следующий день, 5 июля состоялась финальная серия гонок. К сожалению, в нее не попала ни одна самарская яхта. До последней минуты теплилась надежда, что в десятке лучших окажется ‘Забава-2’. Однако ей не хватило для этого несколько очков. Не унывающий экипаж ‘Забавы-2’, как, впрочем, и многие другие не попавшие в финал команды, отправились в район старта гонок в качестве наблюдателей. Вместе с ними был и Репортер.

Перед началом старта еще оставалось время, и многие зрители предстоящего действия успели искупаться. Купание на середине реки Волги при абсолютно тихой воде и под лучами утреннего солнца оставило незабываемые ощущения. Только участникам гонок в этот момент было не до купания — они готовились к старту.

Восточный ветер в полбалла почти не ощущался. Казалось, что на воде полный штиль. При таких обстоятельствах три гонки с дистанцией по 4,4 морских мили обещали затянуться до вечера, что, конечно, никого не радовало — для яхтсменов штиль хуже шторма. Соревнующимся экипажам опять предстояло проявить свое мастерство и знание тактики в условиях фактического безветрия. Во второй половине дня небо затянуло тучами, что обещало хорошее ‘дутье’. Однако, как пояснил Владимир Фомин, капитан ‘Забавы-2’, хороший ветер бывает только перед дождем, а дождь – гонкам помеха. Как только во втором круге яхты обогнули третий знак, пошел активный дождь, который совершенно ‘прибил’ ветер. Гонка затянулась почти на восемь часов. А желанный ветер силой в 4-5 баллов подул слишком поздно, когда гонки уже подходил к концу.

Примечательно, что в ходе финальных гонок на финиш с большим отрывом от основной группы первой приходила ‘Ракета’. У Репортера не было сомнений, что она выйдет победителем гонки. Но после пересчета очков по специальной закрытой формуле обмера катеров, применяемой второй год, ‘Ракета’ оказалась в финальной серии гонок пятой, а на первом месте неожиданно оказалась саратовская яхта ‘Nikolaev-Team’,

Кубок, водка и ‘уазик’

Вечером состоялось торжественное закрытие регаты. Спонсоры и организаторы соревнований вручали победителям призы и медали. Обладателем ‘Кубка Волги — 2003’, предоставленным московским заводом ‘Кристалл’, стал экипаж »Nikolaev-Team’, занявший первое место в группе ‘А’ по результатам основной серии гонок. За победу в финальной серии гонок этому же экипажу достался и тюнинговый автомобиль ‘УАЗ-31514’, предоставленный ООО ‘Вега’, являющимся дистрибьютором Ульяновского автомобильного завода.

‘Кубок Волги — 2003’ представляет из себя тележку со штурвалом и колоколами, в которой находится 20-литровый бутыль водки. Такой же кубок, только с пятью литрами, горячительного напитка, был предоставлен экипажу яхты из Екатеринбурга ‘Микролеха’, занявшей первое место в группе ‘В’.

Среди призов также были надувная лодка Zodiac, подвесной лодочный мотор Johnson, сотовые телефоны, набор инструментов для прокладки курса, швертбот, виндсерфер, гребная лодка, комплект парусов (грот и стаксель), компьютер, денежные призы и чеки.

Особо ценным подарком стала денежная сумма, выплаченная страховой компанией ‘Инвестфлот’ двум лодкам — ‘Ракета’ и ‘Мечта’ — за сломавшиеся в ходе шестой гонки мачты.

Самарские яхтсмены тоже не остались без внимания. Занявшему в группе ‘В’ по результатам общего зачета второе место экипажу ‘Лазера’ вручили приз от завода ‘Кристалл’ — гжель ‘Ладья’. Матросы ‘Лазера’ Вячеслав Казначеев и Андрей Жихарев, а также их бессменный рулевой Андрей Милашкин были награждены серебряными медалями. Также медали за второе место в основном зачете группы А3 получил экипаж ‘Эол’: капитан Михаил Лаухин, старпом Владимир Каткасов, рулевые Юрий Апин и Олег Архипов.

сomment:

Уроки и перспективы

После окончания соревнований ‘Кубок Волги — 2003’ Репортер встретился с председателем Федерации самарского городского парусного спорта Леонидом Алейниковым и задал ему несколько вопросов по итогам регаты.

— Как, по-вашему, выступили самарские экипажи на ‘Кубке Волги — 2003’?

— Вопреки нашим расчетам, к сожалению, в тройку призеров группы А1 не попал ни один экипаж из Самарской области. Присутствие на гонках яхт нового поколения лишило возможности наших яхтсменов занять лидирующие позиции. Во второй группе шикарно начала гонку ‘Ника’. Но, видимо, ребята перегорели: после четвертой гонки у ‘Ники’ результаты с каждым разом все были хуже и хуже. Откровенный провал получился в пятой гонке, где они взяли 25-е место. Не говоря о ‘Забаве’. ‘Клиф’, который также вошел в группу А2, выступил достаточно успешно в силу своих возможностей, но рассчитывать малотренированному экипажу на более существенные результаты было нереально. Общий итог ‘Клифа’  — 19-е место из 36.

Третья группа А3 была представлена ‘Шансом’, ‘Эолом’, ‘Галсом’. Хорошо выступали ‘Шанс и ‘Эол’. ‘Эол’ в конечном результате стал вторым призером. ‘Шанс’, который рассчитывал победить, занял только четвертое место. Эта лодка шла очень хорошо, экипаж был подготовлен. Но поскольку гонки были гандикапные — с учетом скоростных возможностей яхт, — в этом отношении они проигрывали, «привозя» лидерам отрыв в два часа. В результате пересчета ‘Шанс’ отбрасывался назад.

Представителем последней группы ‘В’ является ‘Лазер’, который занял второе место. Если бы не его провал в первой гонке, он бы мог рассчитывать по общим результатам соревнований на первое место. Как, впрочем, и ‘Эол’, который в первой гонке не уложился в контрольное время.

— В ходе гонок не раз приходилось слышать нарекания в адрес формулы обмера RS-2000. Что вы думаете по этому поводу?

— Дело в том, если бы не было в ней подвоха, то она бы не была скрытой. Все знают, что легко проникнуть в базу данных и оптимизировать результаты. Соревнования показали немало примеров, когда яхты, шедшие с большим отрывом от соперников, после пересчета по формуле RS-2000 оказывались далеко позади. Это никому непонятно, даже судьям.

— Регата ‘Кубок Волги’ проходит уже третий год. Какие, на ваш взгляд, произошли в ней существенные изменения и как вы относитесь к идее расширения границ регаты ‘Кубок Волги’?

— В целом в развитии ‘Кубка Волга’ наблюдается заметный прогресс: и в судействе, и в организации самих соревнований. Улучшилась их техническая оснащенность. Не случайно растет количество участников регаты, значит, она вызывает интерес. Я думаю, что ‘Кубок Волги’ будет очень долго жить и в перспективе приобретет очень большую популярность не только среди спортсменов и любителей парусного спорта, но и среди масс, которые до сегодняшнего момента о яхтинге ничего не знали. Идея организаторов ‘Кубка’ — расширить его границы, включив в него помимо Ульяновска и Тольятти другие волжские города — Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград — великолепна и воспринимается нами, яхтсменами, ‘на ура’.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.