Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Регата с высоты птичьего полета

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Пишу эти строки в самолете Самара — Петербург. Очередной выпуск журнала уже
практически готов, для большой статьи не остается времени, поэтому решено
ограничиться кратким сообщением о только что прошедшей регате «Кубок Волги» и
репортажными фотографиями. Но здесь, в самолете, когда ничто не отвлекает, мысль
цепляется за мысль, слово льнет к слову, и заметка оказывается не такой уж
краткой…

Регата, два года под именем «Свежий ветер» занимавшая первую строку в
рейтинге «Капитан-Клуба», а в этом году получившая новое название, завершилась.
(Главная русская река жила без «своего» Кубка с 1992г.)

Я побывал только на финальном этапе Кубка Волги в Ульяновске, но регату
увидел еще с борта самолета. Много белых точек — так выглядят паруса с высоты
10 км. Зрелище эффектное: подобную картину можно наблюдать, пролетая над морем у
берегов Дании, Франции или других морских стран. Флот двигался своим генеральным
курсом; были заметны лидеры и аутсайдеры, но плотная в целом группа яхт шла
величественно…

«Кубок Волги-2003» проводился в статусе Первенства России среди крейсерских
яхт по гандикапу RS-2000, что позволяет присваивать по его итогам спортивные
звания до мастера спорта. Организатор — Поволжский Парусный Крейсерский Союз
(президент Вячеслав Терехин). Участники были поделены на группу «А», где
проводился как общий зачет, так и зачет по подгруппам «А1», «А2», «А3»,
разделенным по величине гоночного балла RRS, и группу «В» — яхты класса
«Микро». В этом году яхты соревновались только по гандикапу RS-2000; групп по
упрощенным правилам обмера нет.

Регата состояла из двух серий гонок: основной, общей протяженностью 301 миля
(маршрутные, круговые и по олимпийские дистанции) и финальной. Первая 20-мильная
гонка стартовала 25 июня, и тем же вечером яхты ушли в самую длинную гонку
Ульяновск — Тольятти (109 миль)…

После награждения победителей регаты меня спрашивали о впечатлениях. Что
сказать? Я видел только финальные гонки, беседовал с гонщиками, но еще до этого
получал свежую информацию из пресс-релизов, по телефону от приятелей —
участников регаты, и, главное, следил за гонками в режиме on-line.

Одной из ярких особенностей регаты стало то, что, как на крупнейших
международных регатах, зрители могли наблюдать лидеров в реальном времени через
Интернет с помощью системы FWTrack. Компактные приборы с GPS и GSM-модулями
передавали координаты яхт в береговой центр, оснащенный геоинформационной
системой, оттуда данные поступали на сайт регаты. Приборами бесплатно оснастили
яхты, лидирующие в общем зачете. На страничке «Яхты on-line» бывало более 500
посетителей в день. Сайт регаты занял 1-е место среди водно-спортивных сайтов
(рейтинг mail.ru) и вошел в первую сотню (67 из 3000) спортивных сайтов (рейтинг
hot.log), не сильно отстав от футбольной и автомобильной темы. Неужто интерес к
парусу наконец овладел массами?

Несмотря на то, что в этом году у регаты меньше участников по сравнению с
предыдущей (97 по предварительным заявкам, 77 по факту), радует, что уровень
гонщиков и качество лодок стали выше.

Приехали известные яхтсмены из разных городов, профессионалы, появились
кандидаты и мастера спорта, выращенные уже здесь, на новой волжской регате.
Новые не только паруса и оборудование — некоторые яхты впервые спущены на воду
к старту «Кубка Волги». 10 новых лодок — своего рода рекорд; больше всего новых
судов было в группе «А1». В основном это яхты свободного класса «Т-800». Его
идеологи не ошиблись: при российских расстояниях между акваториями регат
мобильные трейлерные яхты имеют хорошие перспективы. Так, «Скорпион» Артема
Сарксяна – прошлогоднего победителя — планирует гоняться еще и в Москве,
Петербурге, Нижнем Новгороде, переезжая за джипом, именем которого —
«Mitsubishi Pajero» – названа в этом году лодка. Две новые лодки этого класса –
«Africa» и «Ракета» – представил нижегородский яхтенный конструктор Михаил
Тихонов ( фирма «ЭЛЬ-ПОЛИМЕР», один из спонсоров, предоставивший для
обслуживания соревнований свой RIB «LS 2055»).

Но гандикап RS-2000, открывающий дорогу современным яхтам, имеет и оборотную
сторону: его формула корректна при средней скорости свыше 2 уз и не «работает»
при слабых ветрах. И здесь сыграла роль еще одна особенность регаты — погода,
разделившая флот на две части: легкие лодки для слабых ветров и лодки,
рассчитанные на серьезный ветер. Нехарактерная погода с прогнозом «ветер
переменных направлений с усилением до 12 м/с» обернулась штилями или ветром,
слабым «до никакого» (0,7 м/с). В этих условиях, по мнению многих,
целесообразнее было бы вместо длинных гонок проводить серию коротких, но судьи
строго придерживались регламента. Гонка при слабом ветре требует особого
мастерства, но главенствующую роль при таких условиях уже играют коэффициенты.
Опытные гонщики, зная прогноз, даже предсказывали результаты и не ошиблись:
первым в общем зачете в группе «А» оказался саратовский «Santer-760»
(«Nikolaev-Team») Андрея Николаева (30-й в мировом рейтинге матч-рейсов). За ним
с небольшим отрывом — екатеринбургский «Орион», спущенный на воду в прошлом
году (головной в серии «Рикошет-930»). Нижегородская «Ракета» — на 3-й
позиции.

По фактическому времени во всех семи гонках первыми приходили только новые
лодки: в четырех гонках, при слабом ветре, — «Ракета», в двух, при более
сильном, — «Mitsubishi Pajero», в одной – «Africa». И по гандикапу в первую
десятку попали лишь два старых «четвертьтонника» «Конрад – 25Р», «Ольга» и
«Мирамистин». Остальные 8 мест поделили современные яхты.

Природа не подвластна ни организаторам регаты, ни местной администрации, ни
даже синоптикам. Погода — объективные условия, и случилось то, что случилось.
При других обстоятельствах расклад был бы иной. В 6-й гонке (62 мили), при
шквале 18 м/с на «Орионе» «Alekstar 25TR» при отдаче запутался спинакер-фал,
лодку положило парусами на воду. Капитан (Борис Гусев) прыгнул в воду, отстегнул
фал; после этого яхта пришла 1-й в своей группе. В той же гонке две яхты сломали
мачты. «Африка» — сразу в трех местах, а волгоградская «Мечта» дважды. После
быстрого ремонта лодки вернулись в гонку, а страховая компания «ИНВЕСТФЛОТ»
возместила потери.

Вероятно, мое мнение будут оспаривать, но разве плохо, что есть лодки,
которые побеждают в «своих» погодных условиях? Другие получают преимущество при
других обстоятельствах; возможно, призы в другом месте будут скромнее. Главное
— добиться, чтобы спонсоры стояли в очередь за право называться генеральным на
регате, и весомые призы собирали классных гонщиков.

Спонсорами и призами Кубок Волги, как обычно, не был обижен, чему
способствовало хорошее информационное освещение и авторитет регаты. Генеральный
спонсор – ОАО «Московский завод  «КРИСТАЛЛ». В числе спонсоров – ООО
«ВЕГА», «ЦАРЬ-МАРИН», страховая компания «ИНВЕСТФЛОТ», магазины морских товаров
«ФОРДЕВИНД-РЕГАТА», «КОМПАН-МАРИН», «ИНФО-ЛАДА», «BELLAMER», «АЛЛЕН МАК»,
ПАРУСНАЯ ФИРМА «K-SAILS»… Список не исчерпан. Как и на крупнейших зарубежных
гонках, где яхты называют по имени спонсоров и брендов (вспомните «Whinston»,
«Illbruck» «Toshiba», «Alinghi»), о выходе спонсорства на новый уровень говорят
названия лодок. О «Mitsubishi Pajero» вы уже знаете. «Bellamer», «NBComm»…
Болгарская косметическая фирма «АЛЛЕН МАК» взяла шефство над женским экипажем
под командой москвички Ирины Городецкой на одноименной яхте. Другой женский
экипаж из Иркутска на четвертьтоннике «Панда» (капитан Татьяна Пономарева)
выставил Всемирный фонд дикой природы (WWF); симпатичный медвежонок-панда —
эмблема фонда. Яхта прошлогоднего победителя Юрия Крылатова (Тольятти) названа
«Мирамистин» — марка антисептика нового поколения.

Призы разыгрывались в различных номинациях: за победу в Первенстве, в
подгруппах, за выход в финал, за абсолютную скорость, женскому и молодежному
экипажу, за победу среди трейлерно-бушпритных яхт, Кубок конструкторов. Главный
приз – автомобиль»УАЗ-31514″ — разыгрывался в финале. В числе призов: лодка
«Zodiac», мотор «Johnson», комплект парусов, сотовые телефоны, компьютер,
пляжная лодка-виндсерфер, чеки на покупку морских товаров и многое другое.

Судила регату московская бригада судей во главе с Судьей России Юрием
Константиновичем Асташевым. Мне не приходилось слышать, чтобы судейством
когда-либо были довольны все. Недочеты, как водится, были: не сообщали
координаты поворотных буев (а их номера не соответствовали указанным в атласе),
поворотный знак в Тольятти ночью не освещался, и рядом маневрировало судейское
судно без ходовых огней. В штиль «гребли» парусом и рулями, судьи должны были
следить за этим. Нерассмотренные или отклоненные протесты за постороннюю помощь…
Но регата прошла успешно!

В отношении организации регаты я не слышал ни одного плохого слова. Милиция
следила за порядком, и попытки воровства с лодок были пресечены в самом начале.
Местная администрация проявила не формальное, но искреннее участие и поддержала
регату. Многочисленные журналисты из солидных изданий были размещены на судне
«Петр Алабин» и с интересом следили за событиями с борта. Надо сказать, что
уровень публикаций и телерепортажей стал заметно выше.

Я не буду рассказывать о музыкальном оформлении регаты — на ее сценических
площадках выступило много групп, о конкурсе «Мисс Кристалл» и его очаровательных
участницах, о фейерверке в последний вечер, от которого захватывало дух, почти
как в детстве, на первомайских салютах. Скажу только, что если какой-либо
праздник, например, этот праздник паруса организуют не только квалифицированные
менеджеры, но и люди, принимающие в нем участие в качестве гонщиков, он не может
не удасться.

Опять лечу над Волгой, домой, в Санкт-Петербург. Регата прошла, Волга снова
пустынна — ни паруса, ни моторки, хотя и воскресенье. Нет, наверное, нам еще
далеко до того, чтобы парус овладел умами и сердцами широких масс. Но, во всяком
случае, проводя такие регаты, мы движемся правильным курсом.

 

Официальный сайт регаты — 
href=»https://www.volgacup.ru»>www.volgacup.ru
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.