Трудно сказать, задумываются ли отчаянные гонщики «Формулы-1» и прочих рычащих моторами ралли о том, что скорость неплохо бы ловить без чадящего двигателя. И самому приятно, и природа воспримет такой ход с благодарностью. К счастью, мир все-таки стремится к гармонии вопреки всем нашим заблуждениям и безудержному служению цивилизации. Мы создали не только мотор. Намного раньше человек придумал парус.
На Волге в последние годы яхт всё больше, развернулись после застоя и безденежного отчаяния 90-х годов. Манят к себе тех, кто
видит смысл жизни не только в добывании хлеба насущного. Самые азартные стремятся вписаться в календарь парусных регат.
В одну из них — состязание крейсерских яхт по формуле обмера RS -2000 под названием Кубок Волги вписался и корреспондент газеты «Живая вода».
У нас, как у природоохранного издания, был свой интерес. Ведь что есть парусная регата? Минимум использования двигателя, а в рамках гонок от старта до финиша — стопроцентное его неиспользование. Двигатель на яхте — это ветер да умелая команда
Маршрутное расписание
Старые яхтсмены всегда считали эти состязания культовыми. Прежде регата была самой представительной в России. В 90-х годах
паруса, как тогда казалось, безнадежно обвисли от полного финансового и организационного штиля. А в 98-м начали подниматься вновь.
С этого года Кубок Волги обрел статус Чемпионата России по парусному спорту и вошел в официальный календарь соревнований Всероссийской федерации парусного спорта.
Нынешняя регата проходила с 21 июня по 2 июля на волжской акватории между Ульяновском и Казанью. 73 яхты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Киева, Кривого Рога, Петрозаводска, Саратова, Чебоксар, Екатеринбурга, Димитровграда, Набережных Челнов, Казани, Ульяновска, Череповца, Волгограда, Сызрани, Тольятти, Самары вышли на старт гонок.
Свежий ветер, живительный водный поток, бесконечные горизонты и ощущение полного слияния с природной стихией. На состязаниях
горизонты приближаются стремительнее, ветра жаждешь посвежее, волны покруче, а удачи — стопроцентной. Кубок Волги — это работа не для слабаков.
Яхтам предстояло быть в пути не только день, но и плюс к нему две ночи. Выдержали, даже несмотря на слабый ветер. Спали, ели,
дежурили на руле и парусах по очереди, ведь в каждой команде по 4-6
человек.
В Казани была так называемая олимпийская дистанция, по «треугольнику» и «петлям». Там же прошла сверхзрелищная 20-мильная гонка, при отличном ветре и спринтерских скоростях. А потом парусники двинулись к Ульяновску.
Но ветер был настолько хорош, что расстояние все преодолели вдвое быстрее, нежели на пути вверх по Волге. В Ульяновске ещё раз гонка по олимпийской дистанции, затем маршрутная гонка в 25 миль до Сенгилея и обратно, и вновь большой 20-мильный треугольник.
А 2 июля — финальная серия гонок лучших яхт из каждой группы, в результате чего и определяется обладатель Кубка Волги-2004. Такой была программа. Расслабиться не давала.
Поддержка спонсорского разлива
Масштабным состязаниям сегодня без всесторонней поддержки не выжить. Оргкомитет Кубка Волги привлек мощную команду
заинтересованных «меценатов», которые не первый год подставляют плечо столь изысканному искусству как гонки крейсерских яхт.
Откликнулись и ульяновские кондитерские фабрики «Волжанка» и «СладКО» и всероссийская сеть спортивных клубов «Orange Fitness», и дистрибьютор производителя известных автомобилей-внедорожников УАЗ — ООО «Вега», многие другие организации и
фирмы. Кстати, победитель Кубка Волги по традиции как раз и получает от «Веги» внедорожник УАЗ.
И «Кубок» от московского завода «Кристалл». Идя непосвященных расшифруем: «Кубок» — это 20-литровая бутыль экологически чистой… волки.
Третий год в числе партнеров регаты выступает московское
представительство Всемирного фонда дикой природы WWF. Это одна из крутейших международных общественных организаций экологической направленности, которая была создана в 1961
году.
Сегодня ее эмблему — панду — можно увидеть более чем в 100
странах мира. Первые проемы WWT в России — по Арктике и дельте Волги — стартовали в 1988 году, а в 1991-ом открылось российское представительство организации.
В 2002 году сотрудники московского представительства посте окончания соревнований осмотрели акваторию и подтвердили
экологическую чиста, без ржавчины. А еще через год WWF выставили на Кубке Волги свою яхту под эмблемой Панда с женским экипажем на борту.
«Панда» стала инициатором экологической акции по сбору мусора на яхтенных стоянках, подключив к этому и сотрудников ульяновской мэрии. А в этом году на многих яхтах появились мешки специально для сбора мусора. Чтобы через борт в Волгу не летели бутылки и пакеты из-под быстрорастворимой лапши.
Очень хочется упомянуть и еще об одних партнерах. В официальном списке они не значились, но сыграли на этой регате одну из
главных ролей. Это команда двухпалубного дизель-электрохода «Петр Алабин», сопровождавшего яхты на всем пути. На борту находились благодарная армия организаторов и журналистов, для которой судно на шесть дней стало уютным домов и пресс-центром.
В капитанской рубке священнодействовали капитан Сергей Шмаков и первый штурман Валерий Григорак. Оба ходят на «Петре Алабине»
уже много лет. И вряд ли кто из пассажиров знал, что Сергей Шмаков и «Алабин» с 1986-го по 1989 годы несли вахту в зоне чернобыльской аварии. Корабль был пришвартован на берегу Днепра, на нем жили ликвидаторы аварии, строители. Корабль выстоял, а капитан получил свою страшную дозу.
Но не сдается. Теперь вот «Петр Алабин», предпочитая не вспоминать о страшной экологической катастрофе по имени Чернобыль, обслуживает красивый и стремительный символ природной чистоты — парусную регату по имени «Кубок Волги».
Города и акватории: «за» и «против»
Журналисты, следуя за регатой, естественно, сравнивали города и веси на пути. Не только по наличию пивных ресторанчиков, но в первую очередь по красоте архитектуры и чистоте улиц. Город Чебоксары оказался вне конкуренции.
Центр близ скромного речного вокзала поразил и чистотой, и очень продуманным использованием местного ландшафта: из вдающегося в город волжского залива сооружено красивейшее озеро с фонтаном и лебедями, из косогора — зеленый амфитеатр с парками, церквями веков минувших и впечатляющим памятником Матери.
Еще одним подарком от организаторов стала поездка на уникальный остров. Возвышается он, как остров Буян из сказки, на впадении в Волгу реки Свинги. Исторический комплекс, этот остров украшающий, так и именуется — Свияжск.
Именно отсюда готовилось к походу на завоевание Казани войско Ивана Грозного. Посему остров — настоящий заповедник >XVI > века, с
монастырскими стенами и храмами тех времен.
И все это -на небольшом участке суши посреди огромного водного пространства, не исхоженное, не испорченное многочисленными экскурсантами, с потрясающим обзором на все четыре стороны, с травой-муравой, полным отсутствием транспорта и, наверное, самым чистым в европейской части России воздухом, продуваемым ветрами прошлого и настоящего».
Время здесь словно остановилось, не видно явных покушений на этот мирок нынешних власть и деньги имущих. Жизнь в небольшом городке, который по размерам тянет разве что на село, идет неспешно, задумчиво, под звон колоколов возрождаемого мужского монастыря.
А вот другая сторона нашего цивилизованного мира.
Адрес — один из волжских заливов у города Казани, где должна была проходить первая из гонок по «олимпийскому» треугольнику с двумя петлями.
Яхты прошли только один круг — и все как один отказались от продолжения состязаний. Акватория оказалась напичканной не только мелями, опасными для крейсерских яхт с низкой осадкой, но и строительным, прочим мусором, который, видимо, скапливается на дне залива десятилетиями.
«Концы в воду» — это, наверное, придумано теми, кто предпочитает прятать мусорные свалки под толщей воды, подальше от глаз и от природоохранной инспекции. А в итоге близ Казани получили повреждения очень многие из яхт-участниц.
— Это был маршрут по лезвию ножа. Ведь там, под водой, оказались упавшие и не демонтированные опоры строительных конструкций, арматура торчала, — возмущался экипаж тольяттинской яхты «Мистраль».
— Я увидел, что на маршруте что-то случилось с лидером гонок, яхтой «Ракета». Направился было к ней на помощь и буквально врезался в мель. Потом оказалось, что это не мель была, а арматура торчала. Подобная акватория преступна, -оценил ситуацию ветеран яхтенных гонок тольяттинец Виктор Щукин, капитан яхты «Жигули».
«Я здесь для рассвета»
Виктор Щукин ходит под парусом с 1959 года. Какие только воды не бороздил! Сейчас ходит не за победами да медалями — за вольным
ветром и красотой. Вот и на регате в Ульяновском порту его яхта «Жигули» пришвартовалась не где-нибудь, а рядом с цветущим кустом шиповника.
Виктор Петрович готов был петь оду и Волге, и этому шиповнику, и ночной грозе со шквалами… И вспоминал своего друга Геннадия Шельвинского, который страшно расстраивался, когда друзья не будили его непременно на рассвете. «Разве ж я для гонок здесь? — вопрошал друг. — Я здесь для рассвета».
— Парусный спорт, я считаю, самое что ни на есть экологическое увлечение, — отмечает еще один ветеран тольяттинского спорта
Элла Учайкина, судья 1-ой категории.
— Это гонки на фоне природной стихии, а не автотрасс и мегаполисов. И экологическая дисциплина здесь строга, истинный яхтсмен никогда не выбросит мусора за борт. А когда несколько лет назад мы отправлялись в яхтенное путешествие вокруг Европы, на границе у нас проверяли наличие биотуалета на борту.
Когда входили в Мраморное море — к нам подходил лоцман на крошечной лодчонке, в которой были, помимо всего прочего, и
сачок, пластиковые мешки. Оказалось, пока он выполняет свои лоцманские обязанности, он еще и мусор с акватории собирает.
Там с этим очень строго, даже бросить окурок с борта корабля — и то нарушение писаных и неписаных законов. Вот к такой экологической культуре нам и надо стремиться.