Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Белый парус на синей воде.

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

 

Трудно сказать, задумываются ли отчаянные гонщики «Формулы-1» и прочих рычащих моторами ралли о том, что скорость неплохо бы ловить без чадящего двигателя. И самому приятно, и природа воспри­мет такой ход с благодарностью. К счастью, мир все-таки стремится к гармонии вопреки всем нашим заблуждениям и безудержному служению цивилизации. Мы создали не только мотор. Намного раньше человек придумал парус.

На Волге в последние годы яхт всё больше, развернулись после застоя и без­денежного отчаяния 90-х годов. Манят к себе тех, кто
видит смысл жизни не толь­ко в добывании хлеба насущного. Самые азартные стремятся вписаться в кален­дарь парусных регат.

В одну из них — со­стязание крейсерских яхт по формуле обмера RS -2000 под названием Кубок Волги вписался и корреспондент газеты «Живая вода».

У нас, как у природоохранного изда­ния, был свой интерес. Ведь что есть па­русная регата? Минимум использования двигателя, а в рамках гонок от старта до финиша — стопроцентное его неиспользование. Двигатель на яхте — это ветер да умелая команда

Маршрутное расписание

Старые яхтсмены всегда считали эти состязания культовыми. Прежде регата была самой представительной в России. В 90-х годах
паруса, как тогда казалось, безнадежно обвисли от полного финан­сового и организационного штиля. А в 98-м начали подниматься вновь.

С это­го года Кубок Волги обрел статус Чем­пионата России по парусному спорту и вошел в официальный календарь сорев­нований Всероссийской федерации па­русного спорта.

Нынешняя регата проходила с 21 июня по 2 июля на волжской аквато­рии между Ульяновском и Казанью. 73 яхты из Москвы, Санкт-Петербурга,  Нижнего Новгорода, Киева, Кривого Рога, Петрозаводска, Саратова, Чебоксар, Екатеринбурга, Димитровграда, Набе­режных Челнов, Казани, Ульяновска, Череповца, Волгограда, Сызрани, Толь­ятти, Самары вышли на старт гонок.

Свежий ветер, живительный водный поток, бесконечные горизонты и ощу­щение полного слияния с природной стихией. На состязаниях
горизонты при­ближаются стремительнее, ветра жаж­дешь посвежее, волны покруче, а удачи — стопроцентной. Кубок Волги — это работа не для слабаков.

Яхтам предстояло быть в пути не только день, но и плюс к нему две ночи. Выдержали, даже несмотря на сла­бый ветер. Спали, ели,
дежурили на руле и парусах по очереди, ведь в каждой команде по 4-6
человек.

В Казани была так называемая олим­пийская дистанция, по «треугольнику» и «петлям». Там же прошла сверхзрелищ­ная 20-мильная гонка, при отличном ветре и спринтерских скоростях. А потом па­русники двинулись к Ульяновску.

Но ве­тер был настолько хорош, что расстояние все преодолели вдвое быстрее, нежели на пути вверх по Волге. В Ульяновске ещё раз гонка по олимпийской дистанции, за­тем маршрутная гонка в 25 миль до Сенгилея и обратно, и вновь большой 20-мильный треугольник.

А 2 июля — фи­нальная серия гонок лучших яхт из каждой группы, в результате чего и определя­ется обладатель Кубка Волги-2004. Такой была программа. Расслабиться не давала.

Поддержка спонсорского разлива

Масштабным состязаниям сегодня без всесторонней поддержки не выжить. Оргкомитет Кубка Волги привлек мощ­ную команду
заинтересованных «меце­натов», которые не первый год подстав­ляют плечо столь изысканному искусст­ву как гонки крейсерских яхт.

Откликну­лись и ульяновские кондитерские фаб­рики «Волжанка» и «СладКО» и всерос­сийская сеть спортивных клубов «Orange Fitness», и дистрибьютор производителя известных автомобилей-внедорожников УАЗ — ООО «Вега», многие другие орга­низации и
фирмы. Кстати, победитель Кубка Волги по традиции как раз и по­лучает от «Веги» внедорожник УАЗ.

И «Кубок» от московского завода «Кристалл». Идя непосвященных расшифруем: «Кубок» — это 20-литровая бутыль эко­логически чистой… волки.

Третий год в числе партнеров регаты выступает московское
представительство Всемирного фонда дикой природы WWF. Это одна из крутейших международных общественных организаций экологичес­кой направленности, которая была созда­на в 1961
году.

Сегодня ее эмблему — пан­ду — можно увидеть более чем в 100
стра­нах мира. Первые проемы WWT в России — по Арктике и дельте Волги — стартова­ли в 1988 году, а в 1991-ом открылось рос­сийское представительство организации.

В 2002 году сотрудники московского представительства посте окончания сорев­нований осмотрели акваторию и подтвердили
экологическую чиста, без ржавчины. А еще через год WWF выставили на Кубке Волги свою яхту под эмблемой Панда с женским экипажем на борту.

«Панда» ста­ла инициатором экологической акции по сбору мусора на яхтенных стоянках, под­ключив к этому и сотрудников ульяновс­кой мэрии. А в этом году на многих яхтах появились мешки специально для сбора мусора. Чтобы через борт в Волгу не лете­ли бутылки и пакеты из-под быстрораство­римой лапши.

Очень хочется упомянуть и еще об одних партнерах. В официальном списке они не значились, но сыграли на этой ре­гате одну из
главных ролей. Это команда двухпалубного дизель-электрохода «Петр Алабин», сопровождавшего яхты на всем пути. На борту находились благодарная армия организаторов и журналистов, для которой судно на шесть дней стало уют­ным домов и пресс-центром.

В капитанс­кой рубке священнодействовали капи­тан Сергей Шмаков и первый штурман Валерий Григорак. Оба ходят на «Петре Алабине»
уже много лет. И вряд ли кто из пассажиров знал, что Сергей Шмаков и «Алабин» с 1986-го по 1989 годы несли вахту в зоне чернобыльской аварии. Ко­рабль был пришвартован на берегу Днеп­ра, на нем жили ликвидаторы аварии, стро­ители. Корабль выстоял, а капитан полу­чил свою страшную дозу.

Но не сдается. Теперь вот «Петр Алабин», предпочитая не вспоминать о страшной экологичес­кой катастрофе по имени Чернобыль, об­служивает красивый и стремительный символ природной чистоты — парусную регату по имени «Кубок Волги».

Города и акватории: «за» и «против»

Журналисты, следуя за регатой, есте­ственно, сравнивали города и веси на пути. Не только по наличию пивных ресторан­чиков, но в первую очередь по красоте ар­хитектуры и чистоте улиц. Город Чебокса­ры оказался вне конкуренции.

Центр близ скромного речного вокзала поразил и чистотой, и очень продуманным исполь­зованием местного ландшафта: из вдаю­щегося в город волжского залива соору­жено красивейшее озеро с фонтаном и лебедями, из косогора — зеленый амфитеатр с парками, церквями веков минувших и впечатляющим памятником Матери.

Еще одним подарком от организато­ров стала поездка на уникальный остров. Возвышается он, как остров Буян из сказ­ки, на впадении в Волгу реки Свинги. Ис­торический комплекс, этот остров укра­шающий, так и именуется — Свияжск.

Именно отсюда готовилось к походу на завоевание Казани войско Ивана Гроз­ного. Посему остров — настоящий запо­ведник >XVI > века, с
монастырскими сте­нами и храмами тех времен.

И все это -на небольшом участке суши посреди ог­ромного водного пространства, не исхо­женное, не испорченное многочисленными экскурсантами, с потрясающим обзо­ром на все четыре стороны, с травой-му­равой, полным отсутствием транспорта и, наверное, самым чистым в европейской части России воздухом, продуваемым вет­рами прошлого и настоящего».

Время здесь словно остановилось, не видно явных по­кушений на этот мирок нынешних власть и деньги имущих. Жизнь в небольшом го­родке, который по размерам тянет разве что на село, идет неспешно, задумчиво, под звон колоколов возрождаемого мужско­го монастыря.

А вот другая сторона нашего цивили­зованного мира.
Адрес — один из волжс­ких заливов у города Казани, где должна была проходить первая из гонок по «олимпийскому» треугольнику с двумя петлями.

Яхты прошли только один круг — и все как один отказались от продол­жения состязаний. Акватория оказалась напичканной не только мелями, опасны­ми для крейсерских яхт с низкой осад­кой, но и строительным, прочим мусором, который, видимо, скапливается на дне за­лива десятилетиями.

«Концы в воду» — это,   наверное, придумано теми, кто предпочи­тает прятать мусорные свалки под тол­щей воды, подальше от глаз и от приро­доохранной инспекции. А в итоге близ Казани получили повреждения очень многие из яхт-участниц.

—  Это был маршрут по лезвию ножа. Ведь там, под водой, оказались упавшие и не демонтированные опоры строитель­ных конструкций, арматура торчала, — воз­мущался экипаж тольяттинской яхты «Мистраль».

—  Я увидел, что на маршруте что-то случилось с лидером гонок, яхтой «Раке­та». Направился было к ней на помощь и буквально врезался в мель. Потом оказа­лось, что это не мель была, а арматура тор­чала.  Подобная акватория преступна, -оценил ситуацию ветеран яхтенных го­нок тольяттинец Виктор Щукин, капитан яхты «Жигули».

«Я здесь для рассвета»

Виктор Щукин ходит под парусом с 1959 года. Какие только воды не бороз­дил! Сейчас ходит не за победами да ме­далями — за вольным
ветром и красотой. Вот и на регате в Ульяновском порту его яхта «Жигули» пришвартовалась не где-нибудь, а рядом с цветущим кустом ши­повника.

Виктор Петрович готов был петь оду и Волге, и этому шиповнику, и ноч­ной грозе со шквалами… И вспоминал своего друга Геннадия Шельвинского, который страшно расстраивался, когда друзья не будили его непременно на рас­свете. «Разве ж я для гонок здесь? — воп­рошал друг. — Я здесь для рассвета».

— Парусный спорт, я считаю, самое что ни на есть экологическое увлечение, — от­мечает еще один ветеран тольяттинского спорта
Элла Учайкина, судья 1-ой кате­гории.

— Это гонки на фоне природной стихии, а не автотрасс и мегаполисов. И экологическая дисциплина здесь строга, истинный яхтсмен никогда не выбросит мусора за борт. А когда несколько лет на­зад мы отправлялись в яхтенное путеше­ствие вокруг Европы, на границе у нас проверяли наличие биотуалета на борту.

Когда входили в Мраморное море — к нам подходил лоцман на крошечной лодчонке, в которой были, помимо всего прочего, и
сачок, пластиковые мешки. Оказалось, пока он выполняет свои лоцманские обязан­ности, он еще и мусор с акватории соби­рает.

Там с этим очень строго, даже бро­сить окурок с борта корабля — и то нару­шение писаных и неписаных законов. Вот к такой экологической культуре нам и надо стремиться.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги