Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Ловцы ветра

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

 

Солнечные блики лениво покачиваются на волнах. Чайки парят в потоках горячего воздуха и изредка
покрикивают. Покрытый бронзовым загаром капитан управляет белым парусом. Это — отнюдь не картинка из жизни Сан-Тропез. Это — будни крейсерской регаты «Кубок Волги», проходившей с 22 июня по 2 июля сразу в
нескольких Поволжских городах.

Жаркий выходной хорошо проводить у воды. А еще лучше на воде: лениво крутить педали катамарана
или, упиваясь скоростью, в облаке брызг носиться на гидроцикле. На гораздо интереснее провести летний денек на парусной яхте. Оказывается, вовсе не обязательно быть олигархом, чтобы насладиться романтикой парусного путешествия. В этом убедились все, кто стал сопричастным к  крейсерской регате «Кубок Волги».

Справка «МК» в Чебоксарах»

«Кубок Волги» — самая крупная по количеству участников парусная регата на территории России. В советские времена на Волге регулярно проводились Всесоюзные соревнования по парусному спорту. Наибольшего развития эти гонки достигли в 80-е годы, но в начале 90-х они прекратили свое существование. И только в 1998 году «подул» «Свежий ветер». Именно под таким названием возродилась традиция проведения регаты. С этого года регата приобрела статус всероссийской гонки и вошла в официальный календарь Федерации парусного спорта.

В «Кубке Волги — 2004» соревновались 73 яхты из 29 городов России: 350 участников, 37 из которых — яхтенные капитаны, 4 мастера международного класса. Самому старшему участнику — 71 год (Виктор Щукин,  яхта «Жигули», Тольятти), самому младшему — 13 лет (Роман Романычев, яхта «Кредо, Нижний Новгород).

На «Кубке Волги» — самый большой для российских регат бюджет. Главный приз — легковой автомобиль «УАЗ». Система подсчета результата RS2000 позволяет участвовать яхтам любых классов и размеров.

Пока летняя погода измывалась над гражданами, и практически весь июнь поливала дождями вместо того, чтобы золотить загаром кожу, организаторы парусной регаты не теряли времени даром. Такая общественная организация как «Поволжский парусный Крейсерский Союз», не менее значительный хозяйствующий субъект — ОАО «Московский завод «Кристалл», и целый ряд заболевших яхтингом лиц, набрасывали последние подготовительные штрихи к портрету предстоящей гонки. Картинка, вырисовавшаяся в итоге утром 26 июня в Казанском речном порту, вышла изумительной.

Сияют мокрыми бортами небольшие белоснежные красавицы. Ветра почти нет, и яхты медленно и бесшумно скользят вдоль берега, пестрея разноцветными спинакерами. Вода слепит алмазными каплями, играет солнечными бликами, небо лазурно-голубое, пахнет волжской влагой и свежестью. Везде, сколько хватает глаз, >  — белые треугольники парусов.

«Вон, смотри, как накренилась, — машут зрители руками в сторону удаляющихся яхт. — Того и гляди, зачерпнет воду… Фу-у, выпрямилась!» Ветер перемен и дыханье новой цивилизации не коснулись пока казанских обветшалых построек времен безвозвратно ушедшего социализма. Неприхотливость зоны отдыха — речной вокзал с огромными буквами на татарском «Казан» — компенсировалась бодрым настроением любознательной прессы, соизволившей покинуть арендованный теплоход «Петр Алабин».

Местные Сиюмпике также интересовались у яхтсменов секретами парусного спорта, не забывая справляться о семейном положении. За синим холодильником утомленная продавщица безвольным тоном рекомендовала покупателям мороженое «лучше по 7»…

Казанский речной порт — территория малознакомая гонщикам. В этом году «Кубок» изменил традиционному маршруту Ульяновск — Тольятти — Ульяновск. Благодаря стараниям властей города Казань, «Кубок Волги» повернул на север, взяв курс на древний город. В преддверии 1000-летия столицы Татарстана власти решили внимательно присмотреться к регате — в 2005 году «Кубок Волги» должен войти в календарь праздничных городских мероприятий.

Поэтому яхты из 29 городов России собрались здесь в полном составе, чтобы их экипажи в который раз могли встретиться с единомышленниками и посоревноваться за звание самого быстрого.

Местные на фоне (окно)

На первенстве России по парусному спорту среди крейсерских яхт в рамках традиционной регаты «Кубок
Волги — 2004» участвовало 8 яхт из Чебоксар. Второе место в своей группе занял экипаж яхты «Сеспель» (капитан Илья Алжиров, Чебоксары). По итогам 8 гонок среди мини-тонников, «Сеспель» занял второе место в группе «С».

Еще одна чебоксарская яхта — «Миф» (капитан Генри Комиссаров) —  вошла в десятку сильнейших по итогам восьми гонок в группе «А» и получила право на участие в финальных гонках за главный приз. Но обладателем главного приза — автомобиля «УАЗ» от ООО «Вега» — стал экипаж яхты «Аристократ» (капитан Геннадий Чернышков, Магнитогорск).

Малый кубок в группе «В» среди   яхт класса микро-5,5 выиграл экипаж «Леди» (капитан Вячеслав Ермоленко, Екатеринбург).>

* * *

Яхтинг в России с недавнего времени все больше ассоциируется с роскошью, нежели с необходимостью. После того, как все пустили на самотек, в том числе и флот, под парусом в открытое море рискуют выходить на утлых суденышках лишь закоренелые фанаты своего дела. Более благополучный вариант —  путешествуют на навороченных крейсерских лодках богатые дяденьки.

Причем миграция первых во вторые сегодня тоже часто встречающееся явление. Яхтинг как спорт привлекает экстремальностью. Но мода на него, как ни крути, все же исключает общедоступность.

Вообще-то сегодня спрос на яхты большой, многие не прочь пройтись под парусом. Именно «пройтись», потому что на яхтах «ходят», а не плавают. Это — первое, что узнает новичок. Второе: яхта — удовольствие не из дешевых, в среднем стоит около 11 тысяч долларов.

Сейчас очень популярно покупать «семейные» катера. Их стоимость колеблется от 10 тысяч долларов за старый «Картер–30» до 500 тысяч USD за 18-метровый «Ойстер». Вот только ходить на последнем будет негде. Поэтому самым популярным классом в России становятся трейлерные яхты — круизеры.

Они не только достаточно комфортабельны — гальюн, горячая вода, две каюты, — но и мобильны. Кроме того, обладают преимуществами из-за своих подъемных, или поворотных, килей. На некоторых моделях поднимать
киль можно прямо на ходу, то есть подходить к любому берегу. В российском исполнении такие яхты стоят 20-30 тысяч долларов.

Перевозятся они на трейлерах за легковыми автомобилями. Путь из Москвы на Волгу, до Ульяновска, занимает
сутки, на Черное море — двое, на озеро Селигер — всего 6 часов.

В прошлом году на регате сильно отличились яхты нового поколения, построенные после 2000 года. Легкие по весу, имея большую парусность, эти лодки поражали судейскую коллегию скоростными качествами. «Старичкам» гоняться с такими «самолетами» просто не имело смысла. Тогда стало очевидным, что новые яхты надо выделять в отдельную зачетную группу. Класс назвали «Open800».

* * *

Впрочем, яхтсмены не делят свои суда на классы. Они говорят, что парус — это живой организм. Капитан отдает распоряжения, матросы управляют шкотами. Но никакого чинопочитания регата не признает. В море все равны. На каждой яхте есть капитан, старпом и матросы.

Яхта имеет полное снаряжение – спасательные жилеты, сигнальные ракеты, туманный горн. И у яхтсмена обязательно должно быть удостоверение на право вождения со званиями яхтенного рулевого I, II и III класса.

Путешествие под парусом давно стало частью их жизни. Суеверные яхтсмены перед гонками никогда не говорят о
ветре, о погоде. При дамском ветре (дует вяло и лениво) или полном штиле матросы свистят или идут к мачте и тихонько начинают ее поглаживать — «уговаривают» ветер: «Ну, давай, давай, миленький, ты нам сейчас так нужен!».

Сможешь договориться с природой, наладить с ней добрые отношения, придешь к консенсусу
по вопросам сотрудничества, значит, победа — твоя!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги