Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Солнце, ветер и вода

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Первая ассоциация со словами «парусная регата» — незабвенный мультфильм про капитана Врунгеля. Приключения, погони, масса нестандартных ситуаций. Что ни говори, а перспектива захватывающая. Надо ли объяснять, что предложение поехать в командировку на крейсерскую регату «Кубок Волги», имеющую статус чемпионата России по яхт-спорту, я приняла сразу и без колебаний. За всю жизнь не получишь столько
впечатлений, сколько за неделю на таком мероприятии.

Что отрадно, Сызранская команда была представлена тремя экипажами: «Каприз», «Ласточка» и «Ребус».  Все три яхты входят в состав клуба «Юность». Одного из немногих в городе ведомственных спортивных учреждений.

Несмотря ни на какие изменения в экономике страны ОАО «Пластик» продолжает вкладывать средства в развитие массового спорта в Сызрани, поэтому по-прежнему содержит яхт-клуб «Юность». С первой же гонки наша яхта «Каприз» вошла в десятку лидеров и продержалась в ней до самого конца. Несмотря на то, что с начала чемпионата в турнирной таблице происходили существенные перестановки.

По итогам соревнований яхта «Каприз» заняла второе место в группе А2, а яхта «Ребус» — третье место в группе С.

Начало

Но обо всем по порядку. Как уже писала «Новая Сызрань» в одном из предыдущих номеров, наша команда отправилась на регату 18 июля. Чтобы через четыре дня принять участие в открытии «Кубка Волги» в Ульяновске.

Итак, 22 июня там собрались 73 яхты из 29 городов России. Вечером торжественно открылась регата
«Кубок Волги». На площади перед речным вокзалом яхтсменов поприветствовали губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов и другие высокопоставленные персоны. Самыми запоминающимся для яхтсменов и гостей регаты мероприятиями стали игровая программа «Капитан Врунгель» и народное гуляние «За здоровье Путина», приуроченное к 100-дневному правлению президента. Спонсором празднества выступила компания «Винэксим», дистрибьютор Московского завода «Кристалл», представившая водку «Путинка» и кондитерское объединение «СладКо».

Первая гонка

23 июня в восемь утра яхты отправились к месту старта. Из-за слабого ветра им надо было поторопиться, чтобы успеть вовремя. К началу гонки на Куйбышевском водохранилище в районе Ульяновска был полный штиль. Погодные условия сыграли плохую роль или что-то еще, но все яхты одновременно вышли на дистанцию до объявления старта. Их возвращают.

Вторая попытка – и снова фальстарт. Судьи решают ужесточить процедуру. Вывешивается флаг зулу – то есть, если яхты за минуту до старта оказываются на стороне дистанции, они зарабатывают 20 штрафных очков.

Итак, третий старт. Восемь яхт, среди них сызранский «Каприз», преждевременно пересекают стартовую линию…Но экипаж «Каприза», как видно, из стойких – начиная с этой гонки и во всех последующих яхта прочно занимает вторую позицию.

Первые впечатления

На причале перед второй гонкой яхтсмены делятся впечатлениями: «Погодные условия сделали гонку неинтересной. Какая там тактика? Вся надежда на везение. Настроение портило то, что не удается уложиться в контрольное время». Кое-кто, смеясь, вспомнил о таком эпизоде: «дан старт, лодки почти бодаются – тесновато.

Одна из яхт приближается к «Александре». А там старпом, Анатолий Скрипкин – колоритный такой, кричит: «Осторожно, ребята, не подходите близко, а то полировку испортите». Ему тут же придумали прозвище – Скрипка на рояле».

А тем временем где-то

Всероссийские соревнования не были бы таковыми, если бы не привлекли внимание журналистов со всех городов и весей. Специально для таких любопытных 24 июня из Самары отправился теплоход «Петр Алабин», принявший у себя на борту корреспондентов 70 аккредитованных на время регаты изданий. Среди них – «Новая Сызрань».

Буквально через полчаса после посадки на теплоход для нас проводят пресс-конференцию, на которой представители оргкомитета рассказывают о результатах первой гонки и о том, что яхты стартовали на длинной дистанции от Ульяновска до Казани. Далее выступил вице-президент Федерации парусного спорта России Дмитрий Кульбицкий.

Он отметил, что с каждым годом на соревнованиях появляется все больше яхт гоночного класса  Open 800 – судов XXI века, что говорит о росте престижа регаты.  
Дмитрий Кульбицкий объяснил, что маршрут Ульяновск-Казань-Ульяновск выбран не случайно: это генеральная репетиция празднования тысячелетия Казани в следующем, 2005-м, году.  Отвечая на вопросы, Кульбицкий рассказал, что умы организаторов регаты не покидает идея придать «Кубку Волги» статус международных соревнований, но «есть один юридический момент, который не позволяет воплотить ее в жизнь: плавание
иностранных судов во внутренних водах России пока запрещено.

В данный момент идет подготовка законопроекта, необходимого для организации международных состязаний яхтсменов».

Затем слово было предоставлено представителю межрегионального СМИ-клуба Елене Студневой.  Поприветствовав журналистов, она процитировала слова президента Федерации парусного спорта Котенкова: «Я хочу, чтобы на лодки пересела вся страна!». Это может произойти, по мнению Студневой, только благодаря слаженной и целенаправленной работе СМИ.

Кстати, СМИ-клуб в этом году был партнером Кубка Волги, в компании с  Всемирным фондом дикой природы и Фондом «Культурная столица Поволжья».

Затем выступили спонсоры регаты. Первой рассказала о связях между парусным спортом и печатным
изданием Екатерина Горелова – представитель журнала «Mobile News», генерального информационного спонсора Кубка Волги. «Парусный спорт, — заметила она, — это квинтэссенция человеческой жизни». В нем и красота, и экстрим, и многое другое.

Он притягивает все новых и новых участников. Журнал «Mobile News» в этом году решил выступить не только как спонсор регаты, но и как ее участник: яхта с названием этого издания стартовала вместе с другими судами класса Open-800.

Порт назначения — Казань

25 июня в Казань начинают приходить первые яхты. Судейская коллегия прибыла туда еще накануне. Вечером мне удается связаться по телефону с капитаном яхты «Каприз», представляющей Сызрань и ОАО «Пластик», Владимиром Артемьевым. Он сообщает, что по результатам двух гонок наши – в числе лидеров. Настроение у яхтсменов бодрое, хотя, конечно, устали. «Чувствуется напряжение», — говорит Артемьев.

Уточняю у представителей оргкомитета, когда же мы прибудем в Казань и получим возможность «вживую» встретиться с яхтсменами. «Ориентировочно – в 10-11 вечера», — сообщают мне.

Тем временем журналистов собирают на очередную пресс-конференцию. На этот раз представители компании «Вега» рассказывают, что победитель финальной гонки получит автомобиль УАЗ специальной конструкции: на нем можно перевозить палатку и буксировать яхту.

На протяжении маршрута Ульяновск-Самара-Ульяновск-Казань-Ульяновск все желающие получают возможность лично опробовать все достоинства этого замечательного автомобиля. Это называется «тест-драйв компании «Вега».

В Казань мы прибываем в половине двенадцатого ночи. И сразу отправляемся на концерт этно-фолк-группы, выступающей в рамках программы «Культурная столица Поволжья». Скажу честно – впечатление странное. Звуки, отдаленно напоминающие русские обрядовые песни, сопровождаются оригинальным видеорядом на экране. Ведущая сообщает нам, что музыканты используют только компьютер и свои вокальные данные. Оно и видно.

Затем нам приходится пройти еще 100 м, чтобы попасть на презентацию видеофильма «Яхтинг он-лайн». Для одной ночи впечатлений более чем достаточно. Выясняю, где находятся яхты. Но идти в одиночку ночью не решаюсь. Да и не уверена, будто меня ждут в такое время.

Утром следующего дня узнаю, что кое-кто получил еще больше впечатлений. Дело в том, что не все журналисты слышали, что теплоход в час ночи отправится в рейд и вернется в порт только к 10 утра. В результате некоторые загулявшиеся ночевали в здании речного вокзала. Когда теплоход подходит к берегу, одни устремляются к причалу №0, посмотреть хотя бы кусочек гонки, а другие – на борт, в свои каюты.

Третья гонка

Когда мы приходим на причал, то обнаруживаем, что судейское судно ушло еще до того, как теплоход вернулся в порт. Значит, посмотреть гонку вблизи не удастся. Вижу, как коллега из журнала «Туризм и отдых» запрыгивает в одну из яхт. Ему проще – мужчин берут охотнее.

Мне же все вежливо отказывают: «Да вы же только мешать будете! Вас так отчертыхают, что сами не обрадуетесь». Обидно, черт возьми, но ничего не поделаешь. Машу рукой яхтам, отправляющимся к месту старта, и возвращаюсь на теплоход.

На причале около «Петра Алабина» разложили инструменты кузнецы из Ульяновского кузнечного двора «Корч». Сызранцы могли видеть, как они работают, в прошлом году на открытии выставки «Малый бизнес-2003». Теперь они продемонстрировали свое искусство в Казани. Оказывается, кузнецы сделали свои призы победителям регаты.

С палубы удается увидеть, как яхты пересекают акваторию порта. Рядом со мной оказывается гонщик из Самары. Удивляюсь, что он не на яхте. Оказывается – запасной. Слава (так зовут нового знакомого) сетует, что у самарских гонщиков нет смены: не развит детский спорт. Радуюсь возможности похвастаться, что в нашем яхт-клубе «Юность» есть детская секция и неплохая.

«Да, я слышал, — соглашается собеседник. – Зато у вас мало крейсерских яхт». Не так уж и мало. Во всяком случае, наша команда больше, чем из Саратова, Волгограда, Магнитогорска. А это города крупнее Сызрани. Приятно, что нам есть, чем гордиться. Главное, сызранские яхтсмены готовят себе смену, и есть предприятие ОАО «Пластик»,
готовое им в этом помочь. Значит, парусному спорту в нашем городе уготована долгая жизнь.

Еще одна пресс-конференция

Вечером нас снова собирают на пресс-конференцию. Кроме уже известного публике Дмитрия Кульбицкого присутствуют: председатель комитета физкультуры и спорта министерства по делам семьи и молодежи республики Татарстан Ирик Арсланов, председатель комитета «Культурная столица Поволжья» Анна Горб, председатель судейской коллегии Юрий Асташев, главный серкретарь регаты Яна Добжицкая.

Для начала рассказывают об итогах утренней гонки. С одной стороны, погода не подвела, ветер был, к тому же, обошлись без фальстартов. С другой – акватория оказалась не самой лучшей. Яхты дружно садились на мель. Десять из них не смогли выбраться самостоятельно, их отбуксовали судейским катером. Этим яхтам пришлось сойти с дистанции.

Слушаю список яхт — проигравших. Сызранцев среди них нет. Уже отрадно. Фотокор «Туризма и отдыха» шепотом рассказывает, как он помогал сталкивать приютившую его яхту с мели. Да, на берегу было не так интересно.

Затем VIP-персоны рассказывают нам о том, что в дальнейшем в маршрут гонок планируют включить Нижний Новгород, Волгоград, Саратов, — волжские города, не охваченные яхтенным спортом. Говоря о регате, Дмитрий Кульбицкий порадовался, что она становится все более популярной, обогащается традициями. Под занавес нам сообщают, что вечером на причале, где стоят яхты нам покажут спектакль театра на Таганке, следом выступит Сергей Галанин и рок-группа «Серьга».

В гости на яхту

После пресс-конференции снова звоню Владимиру Артемьеву. Получаю приглашение посетить сызранских гонщиков на яхте. На причале №0 в это время идет представление «Морская миля капитана Врунгеля». На импровизированной площадке – участницы конкурса «Мисс Кристалл».

Наши спортсмены выглядят довольными, хотя и усталыми. «Понимаешь, — говорит мне Владимир Артемьев, — здесь ведь главное не то, какое место ты занял, а сам факт, что есть возможность заняться любимым делом.

Парусный спорт – это образ жизни. Если начнешь – то уже не остановишься». Тем не менее, заметно, что ребят радует пребывание в десятке лидеров. В конце концов, соревнования – всероссийские. О яхтах и регате спортсмены рассказывают так, что начинает казаться, будто действительно нет на свете ничего лучше, чем мчаться по волнам под парусом. «Яхты захватывают. Всю зиму живешь ожиданием того, как летом сможешь спуститься на воду», — объясняют мне.

Смерть под парусом

Неожиданно к яхте подходит молодой человек из московской команды и говорит, что произошел несчастный случай. Сначала никто не может ничего понять: кто-то говорит, что спортсмен упал с мачты, кто-то – о поражении электрическим током. К причалу подъезжает бригада «Скорой помощи».

Милиция оцепляет место происшествия. Член экипажа яхты «Ракета» 32-летний Дмитрий Бржезинский погиб.

В знак траура отменяют все намеченные на вечер культурные мероприятия. Журналистов собирают на внеочередную пресс-конференцию и сообщают, что яхтсмен погиб из-за нарушения правил техники безопасности при проведении ремонтных работ, связанных с электричеством. Компетентные органы ведут расследование несчастного случая.

Среди сильнейших

На следующий день в Казани прошла еще одна гонка, затем был дан старт на Ульяновск, где состоялся финал соревнований.

Сызранская яхта «Каприз» оказалась в числе десяти, допущенных до финальной гонки. Вместе с экипажами из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Обладателем приза от компании «Вега» стал экипаж яхты «Аристократ» из Магнитогорска. По итогам же всех восьми гонок победила яхта «Mitsubishi Pajero» из Москвы, лидировавшая с самого начала соревнований.

Экипаж получил главный приз соревнований, предоставленный группой компаний «Волготанкер» — «золотую рынду» — судовой колокол.

Второго июля прошло закрытие регаты. Яхты отправились в родные края.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.