Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

«Алекстар 767» — третье решение

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Процесс удручающего морального старения нашего гоночного крейсерского флота (ГКФ) нескрашивают ни отчаянные попытки заградить с помощью IOR проникновение новых яхт в гоночный флот, ни усилия ведущих гонщиков выжать последние капли скорости из своих «кисок». Как омолодить ГКФ и вернуть былую популярность гоночному яхтингу?

Путь первый — закупить за границей спортивные гоночные яхты, соответствующие
требованиям Правил ORC. Путь второй — закупить за границей современные
быстроходные крейсерские яхты. Путь третий — построить в России современную
быстроходную гоночную яхту, которая могла бы гоняться как в составе старого
российского ГКФ, так и быть конкурентоспособной в составе международного
флота.

К третьему решению, ввиду чрезмерных финансовых затрат но первым двум, и
пришел один московский предприниматель, обсуждая с нами в перерыве между гонками
возможные перспективы выступления в составе нашего ГКФ новой быстроходной яхты.
Было решено заказать проект и постройку опытной яхты фирме «KOMPAN MARINE»,
известной своими яхтами «Алекстар». В результате обсуждений клиент сформулировал
следующие задачи:

• яхта должна быть максимально быстроходной в своем классе и конкурировать с
зарубежными аналогами;

• яхта должна соответствовать требованиям Правил ОКС для II категории
плавания, поскольку в соответствии с ними проводятся все российские соревнования
ГКФ;

• яхта должна легко перевозиться на трейлере без габаритных ограничений.

Технические
характеристики
Длина, м 7,67
Ширина, м 2,49
Осадка, м 2,00
Водоизмещение (гоночное), кг 1150
Площадь парусности (RSAT), кв.
м
40
Геннакер, кв. м 56
Бушприт, м 2,00

 

 

 

В принципе, для специалистов фирмы было все достаточно прозрачно и понятно,кроме сочетаний требований по первым двум пунктам. К этому моменту в России уже внедрялась система обмера и гандикапа RS-2000, которая снимала ограничения для гонок в одном флоте парусных яхт различных типов и конструкций, но за рубежом, как всегда, пошли дальше.

Там стали допускать к однодневным гонкам вместе с крейсерскими яхтами чисто спортивные монотипы, без конструктивных элементов, требуемых Правилами ОКС для достижения определенной обитаемости и безопасности гоночного плавания в условиях открытого моря, но имевшие конструкцию, ориентированную только на получение максимальной скорости.

Поскольку создаваемая яхта не могла быть яхтой своего класса в единственном числе, то есть монотипом,допускаемым к соревнованиям ОКС, в конструкцию следовало заложить такие решения,которые впоследствии, при появлении большего количества подобных лодок и, соответственно, создании класса, могли бы быть упразднены не в ущерб надежности и безопасности и улучшить ходовые качества яхты.

В целом постановка задачи была не типичной для мирового яхтинга, где развитие идет по пути создания определенных классов и монотипов гоночных яхт. Появляющиеся все новые и новые классы и монотипы выживают или умирают в свободной конкуренции массового спортивного паруса в соответствие с присущими им более или менее удачными качествами.

Иные классы растут стремительно за счет своей относительной дешевизны и хорошей логистики проекта («Melges24»), другие — например, «49er» — за счет прекрасных ходовых качеств.

Так или иначе, предстояло решить проблему сочетания уникальных ходовых качеств лучших спортивных яхт и требований ORC, уложившись в весьма ограниченный бюджет (стоимость опытной яхты не должна была превышать’ цену зарубежного спортивного аналога плюс акциз). Учитывая последнее обстоятельство, было принято решение не
строить яхту «с нуля», а отформовать корпус в матрице круизера «А 25», понизив борт в соответствие с требованиями гоночного проекта.

При этом наибольшую сложность представляла задача развесовки спортивной лодки при уже заданном центре водоизмещения корпуса круизера в сочетании с новым гоночным планом парусности и типом рангоута.

]Палубу решено было сделать панельной, из заранее подготовленных листов сэндвича. Корпус строили по хорошо зарекомендовавшей себя схеме с несущей внутренней оболочкой — Х-образной рамой и главным шпангоутом из углепластика.

Для облегчения конструкции палубы все нагрузки от рангоута воспринимал жесткий каркас из трубок (также углепластик). Такая конструкция позволила получить величину набивки штага в 700 кг без бакштагов и ахтерштага! При этом соотношение реальных нагрузок штаг/гика-шкот составило 5,38, что позволило снизить вес кормовой части корпуса.

Общей концепцией предусматривалась минимальная обитаемость для экипажа из 4-5 человек при недельном автономном плавании. Яхта имеет 4 полноразмерных спальных места, причем 2 койки — стационарные, на баках плавучести, предназначены для отдыха в перерывах между гонками, а 2 — регулируемые, подвесные, позволяют отдыхать народу На яхте установлена навигационная система, представляющая собой сеть из 8 компьютеров и множества различных датчиков, выдающая до 52 параметров, и «телевизор» «SIMRAD» для контроля
положения на электронных картах стандарта С-МАР.

После постройки вес готового корпуса с набором, но без мебели, киля и балласта составил 460 кг. Киль яхты, составляющий 50% «сухого водоизмещения» лодки, представляет собой длинный плавник с бульбом в виде «молотка», отклонен ный вперед на 5°. Такое решение продиктовано исключительными гидродинамическими качествами комплекса корпус-крыло-бульб, но требует специаль ного приспособления для снятия водорослей. Для того чтобы яхту можно было перевозить на трейлере, конструкция киля предус матривает его подъем в транспортное положение специальной кран-балкой (хранится на трейлере).

Яхта снабжена двумя выдвижными рулями, имеющими наклон в 7° к вертикали мачты и придающими яхте много замечательных свойств. Например, подъем «наветренного» пера в лавировку на скорости в 6 уз дает ощутимый прирост хода в 0,1 уз. Весь рангоут -мачта, гик, бушприт — из углепластика. Вес мачты — 16 кг с таке лажем. Мачта значительно разгружена применением штевневой подпалубной набивки штага и имеет гибкую верхушку, позволяю щую автоматически сбрасывать заднюю шкаторину грота на шква лах при среднем ветре в 10 м/с.

Первоначально предполагалось использовать «топовый» геннакер, но после первых прикидок стало ясно, что его преимущество по сравнению с обычным штаго вым не покрывает издержек ухудшения гоночного балла, и от него пришлось отказаться.

Как уже упоминалось, яхта предназначена для обмера по RS-2000, LYS и другим подобным системам. Закладываемые в нее характеристики позволяли надеяться на преимущества в скорос ти среди яхт аналогичной длины, однако все это оборачивалось безусловным изменением гоночного балла, неразумные значения
которого могли свести на нет ожидаемые преимущества.

По расчетам яхта проектировалась в среднем на 10%-ное преимущество в ходе на стандартной круговой
дистанции перед лучшими «четвертьтонниками» типа «К 25Р» («Фиджи») и, соответственно, должна везти по баллу не более 12-15% истинного времени. И на коротких гонках это подтвердилось.

Однако для длинных маршрутных гонок, с их частыми штилевыми «прессами» и случающимися заходами ветра в пользу идущего сзади соперника, этого оказалось недостаточно. Поэтому после первых ходовых испытаний были проведены мероприятия по улучшению гоночного балла, не вызвавшие в целом ухудшения ходовых качеств.

2001 г. владельцем обозначен как «разгонно-прикидочный», а в будущем сезоне
экипаж намерен принять участие во всех важнейших регатах России, Эстонии и
Финляндии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги