Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Ветра нет только под стеклянным колпаком

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Дмитрий Кульбицкий

Вице-президент всероссийской федерации парусного спорта

«Ветра нет только под стеклянным колпаком»

В Тольятти впервые за последние 50 лет прошли соревнования в олимпийских классах яхт. Это стало возможным в том числе благодаря реконструкции яхт-клуба «Дружба». По словам вице-президента всероссийской федерации парусного спорта Дмитрия Кульбицкого, теперь Тольятти может похвастаться лучшей в России площадкой для соревнований яхтсменов.

Дмитрий Евгеньевич последние соревнования в олимпийских классах яхт проходили в Тольятти 50 лет назад. Можно ли сказать, что город наблюдает возрождение яхтенного спорта? Что этому способствовало?

– Действительно, предыдущие такие соревнования были 50 лет назад – чемпионат Советского Союза. Однако прошедшие годы на месте мы не топтались – проводились и регаты, и первенства, а три года назад в Тольятти, на яхт–клубе «Дружба» была спартакиада школьников России. Но отборочного чемпионата на олимпийские игры у нас не было с 1959 года.

В чем причина? В несоответствующем уровне технической базы?

– Конечно, база была слабовата. Мы были не готовы бороться с Сочи, Санкт-Петербургом, Анапой. Там условия для гонок очень хорошие, так как это курортные города с развитой инфраструктурой. Мы поскромней выглядели. Поэтому чаша весов в те годы была на их стороне.

На данном этапе мы приближаемся к их уровню? Тольятти стал конкурентоспособным в череде сильнейших яхт-клубов страны?

– Сейчас мы даже превзошли российскую планку. Наша «Дружба» одна из лучших яхт-клубов в Европе. Осталось только оформить гавани, с инфраструктурой поработать. Тогда яхт-клуб будет международного класса.

Дмитрий Евгеньевич, объясните для непрофессиональных яхтсменов, в чем выражается этот уровень? Чего нам не хватало, чтобы быть лучшими?

– Во-первых, закрытые и достаточно глубокие гавани. Поскольку в этом году была засуха, мы углубляли их землеснарядами. Затем отсыпали пирсы, брекватеры, слипы, по которым яхты из воды поднимаются наверх. Отмечу красивое благоустройство территории. В основном здании яхт-клуба также есть все необходимое: спортивный зал, зал для совещаний, зал для работы судейской коллегии, пищеблок. Я уже не говорю об отвечающих всех современным требованиям раздевалках и душевых. Дополнительно имеются мобильные бытовки для крупных соревнований, парусная мастерская. Все требования, которые Госспорт прислал для проведения чемпионата, мы выполнили. Таким образом, у нас есть база для проведения соревнований самого высокого уровня.

Тогда насущный вопрос. Крупные предприятия города, в том числе АвтоВАЗ, в последнее время избавляются от непрофильных активов. В чем интерес КуйбышевАзота в возрождении яхт-клуба?

– АвтоВАЗ – это, как говорится, отдельная песня. Там было много баз отдыха и спортивных объектов, в том числе стадион «Торпедо». У автозавода хорошо шла реализация продукции, были деньги на содержание этих активов. Все эти объекты – наследство советских времен. У КуйбышевАзота тоже были такие активы. Во время приватизации некоторые из них (Дом культуры «Юбилейный», сейчас – Тольяттинская Филармония) перешли в собственность города, а турбазу, санаторий-профилакторий и яхт-клуб предприятие удержало за собой. Сейчас ведется реконструкция всех объектов, в том числе и яхт-клуба. Для химического предприятия очень важно иметь базу для оздоровления своих работников. К тому же приличный соцпакет повышает престижность трудоустройства на завод, что обеспечивает определенный уровень квалификации кадров. К тому же созревают условия для самоокупаемости этих объектов. Конечно, речь идет не об огромных прибылях, сложно говорить даже вообще о серьезных плановых прибылях. В основном хорошая фондоотдача идет с завода, там есть прибыльные статьи. А здесь, в том числе и «Дружба», – место для отдыха заводчан и горожан. Тем не менее, не надо забывать и о коммерческой составляющей. Гавани в период между соревнованиями, конечно, будут востребованы для того, чтобы там шел отстой маломерного флота. Это востребованные позиции, потому что остальные яхт-клубы города уже обмелели, да и поустарели уже. По современным требованиям необходимо обеспечение электроэнергией для зарядки аккумуляторов, подача воды на яхты, охрана, ремонт, подъем в зиму на берег. Все это требует определенных инженерных сооружений. У нас что-то уже есть, остальное – вскоре будет.

Логично предположить, что все это делается не без надежды на то, что Тольятти будет достойно выглядеть и в спортивной составляющей. Насколько высок уровень наших яхтсменов и тренерского состава?

– За эти годы, конечно, была воспитана целая плеяда яхтсменов, мастеров спорта международного класса, есть чемпион мира и Европы, есть участники Олимпийских игр. Если бы не было такой сильной спортивной составляющей, то гораздо сложней было бы начать масштабную реконструкцию и мотивировать такие крупные капиталовложения.

«Дружба» – это один из немногих яхт-клубов в России, имеющих постоянно действующую судейскую бригаду по парусному спорту, в которую входят судьи 1-й категории и категории РК. Уже в течение шести лет здесь ежегодно проводится всероссийский семинар судей, тренеров и мерителей. На базе яхт-клуба в год проходит по 15-20 соревнований различных категорий: городские, региональные, всероссийские, соревнования среди взрослых и детско-юношеские.

Сейчас в Тольятти работают три яхтенные школы, поэтому присутствует определенная конкуренция. «Химик» и «Остров Сокровищ» тоже идут вперед. В частности, в «Химике» проводились большие работы по реконструкции. Однако засушливое лето этого года показало и общие проблемы, и все сильные и слабые стороны каждого. Учитывая, что в нашем Куйбышевском водохранилище происходит сезонный сброс воды, необходимо так называемые марины заглубить, подготовить их гораздо более основательно. При этом должны быть на достойном уровне и гидросооружения, и гавани.

Не секрет, что для яхт нужен ветер. Можно ли сказать, что наши погодные условия способствует круглогодичному использованию яхт-клуба?

– Конечно, погодные условия позволяют. Среднее Поволжье всегда было ветреное. Не учитывая этот год с удушливой жарой и слабым ветром. Но если анализировать последние 50 лет, то я свидетель, что погода была действительно аномальной. А я считаю себя знатоком акватории и ветровых условий. Как правило, эти погода самая что ни на есть подходящая – ветра нет только под стеклянным колпаком. Тем более, что соревнования проводятся в течение 7-10 дней, и ветреные дни за это время всегда бывают. Вот, например, на этом Чемпионате мы сделали один выходной день для спортсменов и угадали – было солнце и тепло. А в остальное время были ветра, как и требовалось.

Не надо забывать, что как только будет принято решение о возможности прохода по внутренним водным путям спортивных и туристических яхт под иностранным флагом, как рекомендует Морская коллегия, то востребованность яхтенного порта, которым, по сути, и является «Дружба», сразу возрастет.

Яхт-клуб как таковой будет востребован и зимой. Здесь можно на кайт-серфингах заниматься, можно парусными лыжами. Можно использовать базу и для прогулки по лесу на лыжах. Здесь на горе подъемники есть. Чтобы «Дружба» была задействована и зимой тоже, надо над этим поработать, привлечь сюда специалистов, отдыхающих. Тогда и будет круглогодичная фондоотдача.

Дмитрий Евгеньевич, а для вас яхты – это отдушина или профессиональный момент?

– Конечно, это отдушина. Работая не один десяток лет директором по транспорту на сложном химическом предприятии, с непрерывно текущим технологическим циклом, трудно бывает вырваться, чтобы самому поучаствовать в регатах. Тем не менее, есть отпуска, есть регаты выходного дня. Увлечение яхтингом для меня это отдушина, которая способствует более полноценной работе и созданию хорошего микроклимата в жизни.

Если затронуть экономическую составляющую, то КуйбышевАзот – это единственный инвестор яхт-клуба? Можно ли говорить о порядках цифр, в которые обходится реконструкция?

– Естественно, это ведомственный яхт-клуб, и сюда вкладывает деньги КуйбышевАзот. Но и государство со своей стороны инвестирует – в людские ресурсы. Это содержание тренеров, участие в соревнованиях, во многом также командирование спортсменов, проведение учебно-тренировочных сборов. Много на себя берут муниципальные и региональные власти и Госспорт России. И в дальнейшем у нас подписан ряд договоров со школами высшего спортивного мастерства и юношеской школой, которые будут развивать здесь спортивную составляющую. И на счет экономики у нас никакого секрета нет. Все прозрачно. За последние годы в базу с гидросооружениями и инженерными сетями вложили около 300 миллионов рублей.

Насколько повлияло строительство яхт-клуба на береговую зону? Возможно ли здесь появление городского пляжа?

– Это тоже отдельная песня. В этом году вода ушла, и появился бесконечный пляж. Однако, как правило, вода высокая, и пляжные зоны у нас малы. Здесь пока можно видеть горы песка, которые выкачивались со дна марин и гаваней для отстоя яхт и маломерного флота. Возможно, этот песок впоследствии используем для пляжной части. Но это пока планы. Надо отдавать себе отчет, что приличный пляж требует ухода и обслуживания, что будет стоить денег. Но никто здесь не будет отгораживаться колючей проволокой.

Как проявили себя наши спортсмены в прошедших соревнованиях в олимпийских видах яхт?

– Во всех классах яхт, кроме швертботов класса «470», которые здесь не очень развиты, у нас приличные результаты. В Тольятти сильные позиции в классах яхт «Финн», «Лазер» (мужины), «Лазер радиал» (женщины), «Звездный».

На прошедших соревнованиях наиболее удачно наши земляки выступили в классе «Звездный», где чемпионом России стал межрегиональный экипаж Михаила Скачкова (г. Долгопрудный) и Вячеслава Овчинникова (Тольятти), серебро досталось Андрею Бережному и Сергею Масалову (Тольятти). В классе «Финн», юниоры, наши ребята заняли второе место (Изместьев Иван) и пятое (Яницкий Андрей). Так что в этом классе яхт у нас неплохое будущее.

В остальном, к сожалению, ожидания не оправдались. Дмитрий Петров, претендовавший на призовое место в классе «Финн», допустил фальстарт и уступил в итоге конкурентам из Москвы и Краснодарского края. Неудачное выступление в Медальной гонке участницы Олимпийских игр в Пекине, воспитанницы яхт-клуба «Дружба» Анастасии Черновой, уверенно лидирующей до этого в классе «Лазер-радиал», отодвинуло ее на второе место.

Уже сформирован календарь на следующий год? Мы также будем принимать чемпионат России?

– На следующий год Чемпионат России мы не планируем. В связи с тем, что 2011 – предолимпийский год, Чемпионат будет определен по разным классам яхт, а комплексного соревнования, такого как в этом году, не будет. Но первенство России среди юношей, традиционные массовые соревнования «Поволжская парусная регата», «Кубок Волги» мы будем проводить вместе с другими яхт-клубами города.

Екатерина ФОМИНА, специально для Tolyatty.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги