Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Желаем, чтобы все…

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Желаем, чтобы все…

В России проводят не так много сильных крейсерских регат. Среди них,
безусловно, выделяются «Кубок Онего» и «Кубок Волги», проходящие в ранге
чемпионатов России. Мы не раз писали об этих регатах, их развитии и проблемах, и
каждый год они дают повод вернуться к теме.

«Кубок Онего» старинная и любимая многими крейсерская регата. «Кубок Волги»
— крупнейшее и популярное не только в Поволжье соревнование крейсерских яхт. Они
абсолютно разные и по условиям акватории, и по идеологии проведения. Первая
сохраняет свой традиционный формат еще с советских времен, вторая больше
отражает новые веяния.

Публикации о них помещены рядом вовсе не с целью сравнить регаты (это будет сделано позже, в очередном рейтинге) — просто так нагляднее различия в предпочтениях, пристрастиях яхтсменов, требованиях к организации спортивной и «презентационной» составляющих регат.

Прошедшие регаты увидены глазами гонщиков и журналистов, участников и наблюдателей хода соревнований. Надеемся, что читатели-яхтсмены, организаторы и, может быть, спонсоры регат  взглянут на них другими глазами. Редакция не полемизирует с авторами, но в  отношении  некоторых их мнений излагает свою позицию.

Спонсоры

У регаты должен быть реальный бюджет, и сегодня без спонсоров в мире спорта
не обойтись. В странах, где парусный спорт популярен, спонсорская поддержка
регат, от клубных до «Volvo Race», — явление обычное. У нас до сих пор многие
соревнования как-то обходятся без привлечения спонсорских средств. Можно ли
провести крейсерскую регату «бесплатно»?

Можно, но скорее всего это будут только гонки. Без оборудованных стоянок, зрителей и болельщиков, развлекательных мероприятий для экипажей.

Понятие «регата» подразумевает широкий круг вопросов, связанных с
соревновательным процессом на воде, где гонка — только часть его, важная,
главная, но часть. Регата — это нечто большее, это событие, так и называемое
по-английски — event, включающее и взаимоотношение гонки и гонщиков с окружающим
миром, обществом.

Здесь и обратная связь со зрителями, и социальные программы, и приобщение новичков к парусу, и, конечно, отдых яхтсменов. Весь мир идет по  этому пути. За примерами далеко ходить не надо. Новейшие форматы лучших мировых
регат – «Кубка Америки» и «Volvo Race» — говорят о том же.

Доля социально-просветительных и культурных программ для участников и зрителей в них
увеличены более чем в два раза.

Хорошо, что на одну гонку собираются .великие. и меряются силами. Но для
кого? Замкнутость, изолированность таких гонок не способствует развитию
позитивных процессов.

Можно ли порицать организаторов за «неправильного» спонсора и что такое
«неправильный» спонсор? Тот, у кого .неправильные. деньги? Что скверного в том,
что спонсор — водочный завод? Если обратиться к мировому опыту, можно найти
множество подобных примеров: «ромовый» спонсор на популярной регате «Key West»,
«Mumm 30» — монотип, названный именем известной марки шампанского, «Ромовый
рейс», наконец.

Список можно продолжить. У регаты есть спонсор, есть деньги, есть призы, а пить или не пить — частное дело каждого, и проблема состоит лишь в культуре и мере потребления…

Критика в адрес организаторов и по поводу угодничества по отношению к
спонсорам порой справедлива. Но, беря деньги, даешь обязательства, которые надо
выполнять. Зрелищная часть регаты и есть та составляющая, за которую спонсоры
платят деньги, чтобы в сознании зрителей-потребителей связать свою продукцию с
парусным спортом.

Не стоит забывать, что благодаря этой рекламе несколько миллионов человек в стране снова вспомнили слово .парус.. Разумеется, представления, презентации и дегустации должны быть всего лишь дополнением к
самим гонкам. Здесь важно соблюсти баланс между интересами спонсоров и яхтсменов. Но сделать это в наших условиях не всегда удается.

Спонсоры и яхтсмены

«Дал денег — свободен, главные здесь мы». Такую, простите, потребительскую
позицию встречаешь часто. Участники не любят спонсоров, спонсоры не замечают
участников — их интересы различны во всем. Отсутствие контакта, желания
общаться, услышать и понять друг друга, не приводят к позитивному результату.

И велика роль организаторов парусных регат в попытке каким-то образом
несовместимое совместить, разорванное связать, невесть куда раскиданное собрать,
Север и Юг уместить на одном полюсе. Организатор – «полупроводник», единственный
проводник на два вагона (старая шутка).

В одном вагоне едут участники-яхтсмены, в другом — спонсоры; в каждом вагоне своя тусовка, свои интересы, едут они с разными целями и, скорее всего, в разных направлениях…

В мире давно существуют профессионалы, сделавшие парусные гонки источником
своего дохода; появляются такие и в России. .Профи. не станет тратить время
впустую, разве что с друзьями. Время — деньги, значит, у регат они должны быть.
Пока их мало, но процесс неизбежен: русло жизни страны изменило направление,
туда же текут и эти процессы…

Хотя здесь нет ничего нового. Если говорить о советском спорте, и в прежние годы были профессионалы, и платили им немало. «Наши ребята за ту же зарплату» — всего лишь художественный образ, а «за идею»
бегали и прыгали в своем большинстве физкультурники.

Без спонсоров гонка может состояться, худо и бедно. Но до каких пор мы будем
довольствоваться «бедным» и «худым», ссылаясь на свою бессребреность, особую
одухотворенность и увлеченность идеей? «Мы бедные, но гордые!» Гордые чем? А
бедные отчего?

Лучше быть здоровым и богатым, и против этого нечего возразить. Не пора ли прекратить гордиться бедностью и всерьез подумать, как изменить положение регат? Примеры показывают, что дело это небезнадежное.

Яхтсмены

Какие мы? В конфликтной ситуации с яхтой «Призрак» на «Кубке Волги», когда
экипаж в знак протеста на запрет организаторов грузить лодку во время закрытия
регаты не надел спонсорские футболки на официальную церемонию, определить правых
и виноватых, на наш взгляд, невозможно. Отметим только, что мы еще недостаточно
взрослые, мы недостаточно терпимы друг к другу, не вполне готовы к компромиссам,
из которых состоит вся наша жизнь.

И позу, эффектный жест, спровоцированный обидой, иногда расцениваем как поступок или позицию. А обижаться – удел бедных, но гордых. Так говорили англичане, которые вывели парусный спорт на недосягаемые
для нас вершины: сотня лодок в российской регате — потрясающий успех в массовости, а в ежегодных гонках вокруг о.Каус участвуют более 1000 яхт. Вот и делайте выводы о нашей морской культуре.

Желаем, чтобы все регаты были богатыми и здоровыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.