Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

От кустарного судёнышка – до яхты звёздного класса.

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов


На недавней встрече ветеранов
спорта я обратил внимание на красочную афишу: «Чемпионат России по парусному спорту «Кубок Волги 2004 г.». Соревно вания проводятся с 23 июня по 2 июля в Ульяновске и
посвящаются 1000-летию г. Казани. Маршрут регаты Ульяновск
— Казань — Ульяновск.»

Парусный спорт знаком мне не понаслышке. Суровую и трудную школу управления па русными судами я прошел на легендарном черноморском четырехмачтовом парусном ко рабле «Товарищ». В годы войны он был потоплен.
Увлечение парусной роман тикой не покидало меня и в пос левоенные годы.

В 1948 г. судь ба забросила меня в Ульяновск. Тихий провинциальный городок с брусчатыми улицами и деревянными тротуарами, только недавно получивший статус об ластного центра, спокойно дремал на крутых берегах Волги. Старожилы еще помнят ее многочисленные протоки и песча ные отмели, обширные заливные луга и любимое ульяновцами место отдыха — о. Середыш, его сверкающие девственной чистотой пляжи в окружении зе лени. Тихо проплывали карава ны плотов.

Под звуки одинокой гармоники нередко можно было слышать: «Волга, Волга-мать родная, Волга — русская река»… Иногда тишину нарушал шум проходящих колесных па роходов.

Но ни один парус не показывался на водной глади реки. Парусных судов в те годы в Ульяновске не было, только рыбацкие лодки сновали между берегами.

В 1949 году был создан мор ской клуб ДОСААФ, туда при шли вчерашние фронтовики -энтузиасты спорта. Вскоре

по явились морские шлюпки, имеющие парусное вооруже ние. Послевоенные мальчишки с жадностью стали изучать их устройство, учиться управлять ими под парусом. А на старой Волге это было непросто: до вольно сильное течение и слабые ветра. Шлюпки всегда сносило под мост. Подниматься потом вверх 1,5 — 2 км против течения на тяжелых веслах мог ли не все. Требовались сильные руки, крепкая спина. Часто, подходя к берегу, ребята выби вались из сил. Но это было вначале.

Постепенно вода, свежий воздух, постоянные тренировки их закалили, а соревнования увлекли и развили упорство, здоровый спортивный азарт. Появились первые спортивные шлюпочные команды заводов «Контактор», авто- и приборостроительного, средних школ. В морском клубе рождались но вые, до сих пор не культивиро вавшиеся технические виды спорта, быстро полюбившиеся молодежи: морское многобо рье, водно-моторный, судомодельный, подводный. Соревно вания собирали массу болельщиков, результаты бурно обсуждались, победители ходили в героях.

Создание Куйбышевского водохранилища дало толчок к развитию парусного спорта, водного туризма, экскурсий по неизведанным еще широким просторам Волжского водохра нилища, к изучению родного края. Для этого нужны были ка тера и яхты, но их не было.

Тогда-то среди любителей отдыха на воде вспыхнуло повальное увлечение любительским судо строением. Мало кого из них миновала эта болезнь. Возмож ность уверенно ходить по ши рокому волжскому раздолью под парусом
на собственном судне увлекла многих фанатов.

В те годы я работал в морс ком клубе и занимался различ ными видами спорта: плавани ем, морским многоборьем, су домоделизмом и любительс ким судостроением спортивно го профиля. За неимением на стоящих яхт мы стали строить модели различных классов, учить мальчишек управлять па русами таких «яхт» на различных курсах. После первых не удач появились и первые успехи.

Сначала на зональных, затем российских, а потом и на всесоюзных соревнованиях ульяновские моделисты-яхтс мены стали лидировать. Появи лись первые чемпионы России, Союза — Ю.Селезнев, В.Брюханов. С годами ученики моих учеников на чемпионатах Евро пы, мира становились первыми призерами. Спортивную славу города приумножили чемпионы Союза Н.Литвин, В.Лаптев, ма стер спорта международного класса, впоследствии кандидат технических наук С. Байдариков, а мастер спорта В.Брюха нов подготовил многих извес тных яхтсменов,
неоднократ ных чемпионов страны и серебряных призеров чемпионата Европы — С. Рябчикова, С.Перова, А.Безрукова, Р. Салахатдинова, чемпиона мира-87 Э. Лутфулина. Все это было приятно, но наши суда являлись только моделями. Хотелось же быть у руля «живой» яхты.

Уделяя в ту пору по роду службы немало времени люби тельскому судостроению — это катера и лодки, скутера ит.п., я приобрел значительный опыт в постройке малых судов. В городе создалась солидная армия любителей отдыха на воде, появилось много лодок, катеров и простейших яхт, сделанных по моим чертежам. Некоторые из судостроителей-любителей были известными людьми в го роде, например, бывший главный художник Ульяновского драмтеатра И. Франго.

Они с сыном построили туристские яхты и несколько лет успешно ходили на них по Волге. Я к тому времени окончил курсы мерителей спортивных парусных су дов в Ленинградском яхтклубе и получил удостоверение государственного мерителя и личный знак.

Все это натолкнуло меня на мысль построить спортивное парусное судно-яхту звездного класса. Задача оказалась непростой. Необхо димо было приобрести нужные материалы, заказать некоторые детали на заводе, пошить на швейной фабрике паруса и т.п. Сделал расчеты, чертежи. Администрация клуба помогла с материалами, на автозаводе отлили киль.

Строили яхту вдво ем с О. Смирновым, работником автозавода, фанатиком па русного спорта. Много хлопот доставила пошивка парусов -таких мастеров в городе не было, пришлось мне самому следить за их изготовлением и корректировать.

По весне состоялся торжественный спуск на воду «пер венца». Затраченные усилия окупились с лихвой: яхта полу чилась на славу, обладала хоро шими мореходными качества ми.

Увлечение парусным спортом не обошло и заводские кол лективы. Из столичных яхтклубов было доставлено несколько яхт различных классов, и уже не одинокий парус виднелся на глади Волги. Появились и опыт ные яхтсмены, стали проводиться парусные регаты, пришла и первая спортивная удача…

Вот так, с одинокой яхточки кустарной постройки начал свое развитие парусный спорт в Ульяновске. Создание яхтклуба укрепило материальную базу, профессионализм и авто ритет наших яхтсменов. И не случайно чемпионат России по парусному спорту «Волга-2004» проводится именно в Ульяновске.

От души желаю всем его участникам удачных стартов и попутного ветра.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

©2002 - 2019 | Кубок волги