Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Ищу спонсора. Регата.

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

В древности искали человека. Сейчас ищут спонсора.
М. Задорнов

«Группа быстрых, стройных и привлекательных парусных яхт мечтает познакомиться с обеспеченным банком или фирмой для приятного времяпрепровождения на воде». Представьте такое объявление, напечатанное в рубрике «Знакомства». Мысль сразу же укладывается в определенное русло. Но чье-то желание продать свои возможности для получения обоюдного удовольствия не вызывает недоумения. Такие знакомства яхт с фирмами, перерастающие в дружбу и даже любовь, сплошь и рядом случаются за рубежом. У нас тему знакомств только-только стали развивать на личностном уровне, почему бы не попробовать и яхтам?

Когда государственное финансирование паруса ушло в историю, яхтсменам пришлось обращаться к новым источникам поддержки, привычным на Западе, — меценатам и спонсорам. Практически любой парусный проект зависит от того, удастся ли найти спонсора. Спонсорство, кажущееся таким естественным и легким в западном исполнении, трудно прививается в нашем отечестве. Что-то не ладится в этом механизме. То ли спонсоры не любят парусный спорт, то ли яхтсмены не уважают спонсоров? Сколько хороших, интересных идей осталось нереализованными, сколько соревнований, парусных школ, команд погибло или влачат жалкое существование из-за отсутствия финансирования! Где найти спонсора, как его привлечь, чем заинтересовать?

Удивляет, что этот вопрос, жизненно важный для развития парусного спорта во всех его ипостасях, мало изучен. Пытаясь проанализировать механизм получения спонсорской поддержки на Западе и его реализацию у нас, мы попросили поделиться своими мыслями людей, чьи взгляды и успешный опыт помогут нам понять суть происходящего и определить пути к обретению спонсоров.

Всеволод ГАВРИЛОВ (Санкт-Петербург), представитель компании «VОLVO PENTA»:

«Спонсорство и меценатство часто пугают. Многие полагают, что спонсор заплатит только за то, что где-то упомянут его имя. Но это больше соответствует меценатству. Меценат может инвестировать средства в какой-либо проект бескорыстно, не рассчитывая на прибыль. Спонсорство — это элемент бизнеса. Цель спонсора — эффективно «засветиться». Другими словами, спонсорство можно считать платой за эффективную рекламу

В качестве примера приведем «Volvo Ocean Race». Зачем корпорация «VOLVO» купила гонку «Whitbread», заплатив за права на нее более $16 млн.?

Гонка энтузиастов давно уже превратилась в соперничество профессиональных синдикатов, которые участвуют в гонке с конкретной целью — расширить долю рынка, привлечь новых клиентов и партнеров, в конце концов, заработать денег.

Строительство одной яхты обходится примерно в $2 млн. Бюджет каждой гоночной команды составляет $ 10—20 млн. Во имя чего такие затраты? Давайте посчитаем. Гонка продолжается 9 месяцев, обходит почти все континенты, В каждом порту лодки стоят по 10—15 дней. Стоимость рекламного времени, всех телесюжетов, репортажей, интервью, пресс-конференций, по самым скромным оценкам, составляет примерно $50—60 млн. Сравните это с затратами на приобретение.

К сожалению, наши зрители не видят гонки и грандиозного шоу, которое началось задолго до старта. Уже тогда пресса следила за командами: где строят лодку, кто конструктор, кого выбрали капитаном, как проходят тренировочные гонки. При штабе кругосветки  “VOLVO” создала специальную команду, которая профессионально распределяет информационные потоки, дает права на вещание, работает с журналистами, Интернет-сайтами и т.д. Сегодня, когда гонка идет, можно только восхищаться подачей материала: выдержки из электронной почты экипажей, уникальные фотокадры с воды и воздуха, видео непосредственно на борту, наглядное моделирование погоды, скорости и хода гонки в Интернете, анализ действий гонщиков и навигаторов…

При каждой команде есть человек, отвечающий за медиапродвижение. Он организует выставки, выездные офисы компании, шоу и презентации. И все это показывают, об этом пишут. Каждый доллар работает на 120%.

Является ли сегодня подача российского парусного спорта в мире столь же эффективной в рекламном аспекте? Скорее, нет. Кому из российских компаний это нужно? Кто готов выложить $15—20 млн. за мировую экспансию? Дело даже не в деньгах. В России пока нет фирм, которые смогли бы эффективно использовать результат этой рекламной кампании — не тот этап в развитии бизнеса. Вот когда бензоколонки «ЛУКОЙЛА» будут популярны в Европе и наступит время двинуться в Африку, Австралию, Южную и Северную Америку, тогда…

Поэтому, при всем уважении к двум российским командам, попытавшимся принять участие в гонке, полагаю, что они были обречены на провал. Здорово, что есть люди, готовые идти в море и рисковать жизнью, но, к сожалению, пока никто не готов за это платить, да и менеджеров, которые могли бы грамотно организовать участие команды в гонке, тоже не видно.

Теперь о спонсорстве у нас. Наш парусный спорт пока скорее замкнутый, нежели массовый. Потенциальный круг потребителей рекламы не определен. То спонсорство, которое мы наблюдаем сегодня, в большинстве случаев связано с тем, что бизнесмены-яхтсмены пытаются как-то поддержать парусное дело. Бюджеты гонок, как правило, ограничиваются минимальными затратами на организацию и призы. Часть вложенных денег инвестируют в яхты либо тратят по мелочам. Гонки не показывают по телевидению. А для простого зрителя они недостаточно динамичны и понятны.

Неверно полагать, что крупные компании легко расстаются с деньгами потому, что их много. Фирма, которая возьмется спонсировать гонку, вероятнее всего, отнесется к этому как к серьезному медиапроекту, внимательно изучит бизнес-план. И многое будет зависеть от того, что ей предложить».

Сергей ГАНИЧЕВ (Санкт-Петербург), капитан яхты «Интерлопер», добившийся серьезной спонсорской поддержки своей команды:

Парусный спорт изначально носит имидж престижного развлечения состоятельных людей. Именно поэтому за рубежом парусные гонки притягивают внимание рекламных менеджеров. Изучая организацию различных регат, яхты и команды, мы заметим основные формы участия бизнеса. На любой серьезной регате, будь то кругосветка, Кильская неделя или Чемпионат Финляндии, стартуют команды с сезонным бюджетом от $10 тыс. до $10 млн., и здесь можно видеть целое собрание торговых марок.

Наиболее дорогие проекты, связанные с постройкой и оснащением новых яхт для кругосветок, представляют, как правило, банки: «UBS», «UBF», «CREDIT AGRICOLE» и др. Много лет не уходит с арены океанских гонок стальной гигант «BRITISH STEEL». Команды в кругосветных регатах неоднократно выступали при поддержке торговых марок «Winston» и «Rothmans» (они ушли из гонок после запрета на рекламу табачных изделий). Отдельно можно отметить участие пивоваров «HEINEKEN», «SPENDRUP’S» и «KOFF». Давно и целенаправленно поддерживают яхтинг продавцы средств мобильной связи, регулярно выводя на старт яхты «Globalstar» и «Веnefon». «BT» («BRITISH TELECOM») спонсирует колоссальную океанскую гонку «BT Challenge». Одним словом, западный парусный флот представляет букет самых разнообразных брендов — от «L’Oreal» и «Beton» до «Samsung» и «JVC».

В каждый из этих суперпроектов спонсоры вложили не менее миллиона долларов. В несколько меньших масштабах мы видим их поддержку регат на Балтике. Кильская неделя — это «DAIMLER BENZ», а гонка учебных парусников — это «Whisky Scotch» (так теперь называется знаменитая «Cutty Sark»). Балтийский чемпионат «Round Gotland Race» в Швеции три года проходит под вывеской «MICROSOFT».

Каждый спонсор добивается максимального публичного эффекта от регаты, финансируя прессу и телевидение для освещения соревнований. До 50% бюджета резервируют на СМИ. Эффективность этих действий рекламные менеджеры оценивают в сравнении с прямыми затратами на рекламу. Видимо, для компаний важно создать определенный имидж своей продукции или деятельности.

Посмотрим на наши парусные регаты. За последние годы многое изменилось. Яхты и паруса, оставшиеся от «профсоюзных» времен, безнадежно устарели, и показать достойный результат можно, лишь вложив деньги в модернизацию судна либо приобретя более современное.

6 лет назад впервые на бортах и парусах питерского парусника-чемпиона засверкала реклама финской нефтяной компании «TEBOIL». За ней потянулись другие. Уже несколько лет борется за первые призы яхта «Квартер» (фирма по проектированию и оснащению яхт и катеров). С ней соревнуется «Модерна», за именем которой стоит не что иное, как радио «Модерн». На борту «Фиджи» красуется надпись «Газпром». Три года подряд питерская фирма «СТАМОР» поддерживает чемпиона в 1-й группе — яхту «Интерлопер». В основном, это примеры «дружеского» спонсирования, которое основано на личных контактах бизнесменов и яхтсменов. Бюджеты этих проектов обычно невелики — от $1 тыс. до $10 тыс. Коммерческие рекламные программы, как правило, краткосрочные. «TЕВОIL» рассчитывала рекламную программу на 2 года, а «МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» убрал свою вывеску уже через месяц. Что касается корпоративной поддержки парусных регат, то наиболее успешный проект осуществила компания «AHMAD TEA», организован регату с призовым фондом и серией репортажей в прессе и на ТВ.

Остальные виды финансовой поддержки паруса в Петербурге можно скорее отвести к меценатству. Фирма «ФОРДЕВИНД-РЕГАТА» ежегодно проводит гонки среди малых крейсеров, «АЛЬТАИР» вкладывает средства в международную «Балтийскую регату» и развитие классов «Звездный» и «Дракон». Питерский парусный мир благодарен ОАО «МОРСКОЙ ПОРТ», «FORA COMMUNICATIONS», заводу им. Степана Разина, которые регулярно выставляют призы на крупнейших городских регатах. Они делают крайне важное дело, но не извлекают для себя эффективного коммерческого результата, т.к. организаторы соревнований не знают, не понимают или не хотят «отрабатывать» вложенные средства. Редкие репортажи на питерском ТВ носят обрывочный характер вместо динамичного профессионального показа регат, который можно было бы сделать интереснее иного футбольного матча».

Владимир КОТОВ, глава Торгового дома «РОССПЕЙС» — спонсора регаты «Свежий ветер»:

«На одной из встреч яхтсмены с Волги, мои бывшие однокурсники по МИФИ, пожаловались на отсутствие средств и упадок яхтинга. Прекратили свое существование все крейсерские регаты в Поволжье, яхтинг превратился в «плавание по камышам». Последняя регата «Свежий ветер» влачила жалкое существование.

На просьбу дать денег я ответил отказом, но предложил подумать, как их можно сообща заработать. Для этого нужно было построить модель, в которой регата стала бы самоокупаемой. Эту идею я постарался донести друзьям-яхтсменам, которые впоследствии и стали организаторами регаты «Свежий ветер». В порядочности этих людей я не сомневался, а остальное пришло со временем.

За 2 года работы яхтсмены создали 2 филиала и 2 представительства моей фирмы в городах Поволжья. Первый успех решили закрепить спонсированием регаты «Свежий ветер». Постепенно выработались принципы общения с организаторами-яхтсменами, была выбрана новая концепция регаты как шоу, праздника для участников. Мы понимали, что многие приходят на регату на своих яхтах во время отпуска. Поэтому люди, помимо удовлетворения спортивных амбиций, должны иметь возможность полноценно отдохнуть. Хотелось вывести регату в разряд событий регионального масштаба, на которое жители Поволжья и яхтсмены России обратят внимание, В этом я вижу прямое влияние бизнеса — делать то, что будет востребовано.

 

Честно говоря, я не ожидал такого внимания к тому, что делали организаторы. Результаты превзошли все ожидания. Кроме теплых отзывов участников, властей и прессы, удалось достичь самого, на мой взгляд, важного: продажи наших филиалов выросли в 4,5 раза. Вложения в регату окупились в течение трех месяцев.

На мой взгляд, организаторы правильно сделали акцент на то, что нужно спонсорам. Было выделено несколько групп их потенциальных интересов. Как наиболее важные я бы отметил следующие. Интерес фирм-производителей оборудования и экипировки для яхтинга к рекламе своей продукции среди яхтсменов-участников — их собралось более 300 человек. Регата явилась катализатором интереса со стороны телевидения, прессы и жителей многомиллионного региона. Налицо интерес к такой аудитории со стороны производителей потребительских товаров.

Присутствие на регате представителей власти позволило организовать встречу со спонсорами в неформальной обстановке, на которой обсуждались интересующие всех вопросы. Представителям спонсоров удалось лучше познакомиться друг с другом, что очень важно для развития бизнеса в новом регионе.

Сейчас в отношении регаты «Свежий ветер» принято решение в 2002 г. увеличить спонсорскую поддержку — это коллегиальное решение с моими партнерами в регионе Среднего Поволжья».

Александр ГАРИПОВ, организатор регаты «Свежий ветер», яхтенный капитан:

«Попытки возродить Кубок Волги в том объеме, ранге, территориальном масштабе и традициях, сложившихся за многие годы его проведения, предпринимались многократно. Причина неудач одна — не стало СССР, финансирующих и организующих спорткомитетов, а различные инициативные группы замыкались на свои города. В результате проходило еще одно «открытое первенство яхт-клуба» с претензией на республиканский размах.

Переломным моментом стала встреча с В. Котовым. Весной 2001 г. была разработана новая концепция регаты на принципах самоокупаемости. Для осуществления постоянной плановой работы по проведению регаты был создан Поволжский крейсерский союз. Любым делом нужно заниматься профессионально, и есть множество вопросов, которые невозможно доверить общественникам, в том числе и нелегкую работу со спонсорами. В каком виде будет оказана помощь, что хочет от нас спонсор, как обеспечить через регату максимальную отдачу вложенных средств, как лучше отразить его участие в СМИ и т.д.

Работать стало интереснее, но гораздо труднее. Прежде всего, на регате 2001 г. была заявлена высокая организационная планка, и теперь сделать хуже нельзя. Только один пример — феерический салют над Волгой (он потребовал целой недели работы), и если его не будет на следующей регате, все спросят, почему?

изображения не найдены

Спортивную часть формирует Оргкомитет совместно с судейской бригадой, культурную и официальную — привлеченный специалист из шоу-бизнеса. Реальная отдача была от работы информационных спонсоров: ГТРК «Волга», радио «2х2», «Комсомольская правда», «Народная газета» (Ульяновск). Регату освещало более 30 региональных СМИ, тесно сотрудничавших с пресс-центром регаты. ГТРК «Волга» все соревнования держала бригаду из трех человек на судейском судне, выдав в эфир серию репортажей и вполне профессиональный получасовой фильм «Догнать Свежий Ветер».

Благодаря проведенной подготовке сформировали бюджет регаты почти в 1 млн., руб. и примерно на 500 тыс. руб. различных преференций (судейские суда, транспорт, связь, компьютерное обеспечение, стоянки и т.п.) На эти средства удалось сделать замечательный праздник для всех — участников, спонсоров, зрителей. Общая зрительская аудитория составила, по нашим оценкам, до трех миллионов человек. Без этой работы спонсоров просто не было бы.

Парусный спорт на коммерческой регате — это новый для нас стиль. Предстоит еще большая работа. Планируем выход на один из центральных телеканалов, чтобы привлечь спонсоров — владельцев крупных торговых марок. Ведь кроме ТД «РОССПЕЙС» и компаний, поставляющих яхтенное оборудование («КОМПАН МАРИН», «ЦАРЬ», «АРСЕНАЛ», «HARKEN»), остальные спонсоры — фирмы регионального масштаба, и они вряд ли «потянут» российскую регату в требуемом объеме. Нужно еще много работать с местными властями — множество мелких чиновников создают массу пустой суеты, вовлекая в безумную работу по согласованию каждого шага. Будем также совершенствовать нашу РR-кампанию. Но главное удалось — научить СМИ видеть парусный спорт как захватывающее зрелище, выигрышную тему, свежую и очень красивую.

Нам задают вопрос, не теряется ли собственно спорт в регате-шоу? Но спорт — это, прежде всего, радость и здоровье. Мнение, что более спортивно ходить в море по кругу в мокрой телогрейке, осталось от спорта той страны, которой больше нет. Мы должны предложить людям принципиально новую услугу — именно услугу и привить желание ее покупать. Покупать не место в протоколе, как бывало раньше, а возможность интересного отдыха и самореализации через спортивные амбиции и престиж, Престиж своей яхты, экипажа, города, страны, своей фирмы, в конце концов, собственный престиж. В спортивных планах 2002 г. — собрать участников более чем из 10 регионов России, увеличить дистанцию крейсерских гонок до 400 миль. Со временем хотим добиться, чтобы наша регата получила статус Чемпионата России в зачете RS-2000».

Надеемся, что читатели захотят продолжить этот разговор. И если удастся хоть немного помочь организаторам регат и других парусных проектов в этом нелегком, но замечательном деле — значит, публикация достигла своей цели.

2 комментария

  1. Спонсоры это очень хорошо, но для яхт-клуба «Дружба» на данный момент это просто невозможно. Директор Малов за четыре года своего правления развалил яхт-клуб и парусную секцию до такого состояния, что восстановить все прежние позиции теперь необходимо затратить очень много сил и энергии. На данный момент яхт-клуб «Дружба» не проводит ни одного соревнования и о каком спонсорстве можно вести речь.

    • mamchenkov:

      Думаю, что не плохо бы было обсудить тему развала яхтклуба «Дружба» на главной странице нашего сайта. Если Вам не безразлична его судьба, предлагаю написать статью на эту тему, которую увидит значительно большее количество людей, так же не безразличных. И наверняка подключатся к ее обсуждению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.