Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Кондрат Гуняшов

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

КОНДРАТ ГУНЯШОВ

«Тело прекрасно душою, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением…»

Когда Ю. Аверичев прочитал эти строки в случайной газетной статье, сразу понял: это о нем, о его товарище Кондрате Тихоновиче Гуняшове. Благодаря этой божьей искре его масштабная личность сразу выделялась в любом окружении, его творческий ум рождал новаторские идеи, его мощный характер позволял претворять их в жизнь.

И был в этом незаурядном человеке удивительный дар притягивать и покорять людей, вдохновлять своими идеями и увлекать за собой. Кондрата Тихоновича уже 25 лет нет с нами, но добрый свет его щедрой души по-прежнему остается в светлой памяти друзей, товарищей, коллег, многих знавших и любивших его людей.

А в последние дни мая его имя вспоминается чаще обычного. В стране отмечается День химика, это и его профессиональный праздник – Кондрат Тихонович был первым начальником проектно-конструкторского отдела азотно-тукового завода. И в 25-й раз проводится парусная регата среди крейсерских яхт, посвященная памяти К.Т.Гуняшова — создателя яхт-клуба «Дружба» и знаменитой крейсерской яхты «Кондрат».

Две одинаково важные стороны его жизни, два сферы приложения вдохновения и колоссальной созидательной энергии. В каждой из них он был успешен, имел друзей и единомышленников.

Но в эти весенние дни, когда просторы матушки-Волги ждут и манят романтиков паруса, а яхты после зимней спячки, словно застоявшиеся в стойле лошади, рвутся на волю, хочется вспомнить о Кондрате Тихоновиче в первую очередь как о человеке, увлеченном парусным спортом и многое сделавшем для его развития в нашем городе.

И вначале дать слово Ю. Аверичеву, директору ООО «КЭНОН-ЦЕНТР». Он был первым в Тольятти мастером спорта по парусу, одним из сильнейших гонщиков Поволжья. Отойдя от большого спорта, Юрий Илларионович продолжает «писать» историю паруса в нашем городе, собирая материал о лучших его представителях.

Кондрат Тихонович Гуняшов – из этой «золотой» когорты.

— Сила духа – высшее, что движет человеком, — говорит Юрий Илларионович. — Такие люди, как Гуняшов — люди с творческим озарением. Они тем и отличаются от простых ремесленников, что воспринимают окружающий мир глазами творца и стремятся что-то изменить в нем к лучшему. Они знают, как это сделать, и умеют увлечь за собой других людей.

Откуда в них творческое начало? Видимо, свыше…

Вот и Кондрат родился и вырос в тихом провинциальнейшем городишке Сенгилее на берегу Волги. Речные просторы, прекрасные пейзажи давали богатую пищу его пытливому уму и живому воображению, и он с детства заинтересовался конструированием — моделировал и собирал планеры.

Во время работы в Уфе Кондрат увлекся мотоспортом, был в одной команде с чемпионом мира по мотогонкам Кадыровым. Это увлечение продолжилось в Салавате, где он работал на нефтеперерабатывающем комбинате зам. Начальника конструкторского отдела.

В 1963 году Кондрат Тихонович переехал с семьей в Ставрополь-на-Волге, устроился работать на КАТЗ, и тут его сердцем полностью и навсегда завладел парусный спорт.

Каждой своей идеей Кондрат Тихонович не только жил сам, но и умел заражать ею других людей. Находил таких же азартных единомышленников и упорно шел к захватившей его цели.

В апреле 1965 года на КАТЗ была создана секция парусного спорта, ее возглавил Кондрат Тихонович. И треть коллектива конструкторского отдела, где он был начальником, вместе с ним занималась парусным спортом.

Объединение парусного братства, строительство яхт-клуба «Дружба», зарождение многих добрых традиций, которые существуют по сей день – все это связывают с именем Кондрата Гуняшова.

А самой заветной его мечтой была крейсерская яхта, прочная и быстроходная, на которой он хотел пойти в дальние походы по внешним морям, выйти в океан. Яхта «Волга» была сконструирована в его отделе, в этом проекте смог проявить себя его коллега, товарищ, талантливый конструктор Эдуард Платц. Яхту строили из сплавов алюминия, впервые применяя уникальные технологии сварки, на ней были опробованы и другие собственные разработки. В 1979 году ее спустили на воду, яхта словно переняла стремительный характер своего создателя, по ходовым качествам она не уступала прославленным в то время польским лодкам.

В строительстве этой яхты принимали участие десятки, сотни людей, но это было детище Гуняшова, в которое он вложил всю энергию, мощь, азарт своей уникальной личности. И после смерти Кондрата по ходатайству спортсменов ОАО «Куйбышевазот» решением Президиума Федерации парусного спорта СССР яхту переименовали и присвоили ей название «Кондрат». Это единственная в России яхта, носящая имя собственное – имя создателя.

Яхта оправдала возложенные на нее надежды, исполнила мечты своего создателя и прославила его имя. Она участвовала во многих регатах, в дальних плаваниях, а в 1996 году, юбилейном для ОАО «Куйбышевазот» и в честь 300-летия Российского флота, яхта «Кондрат» успешно завершила знаменитый поход вокруг Европы – «малую кругосветку» — побывав в 33-х портах мира, прошла через 9 морей и Атлантический океан. Капитаном «Кондрата» был А.Минеев.

Кондрат Тихонович был человеком высокого полета, но при этом внимательным к людям, надежным товарищем, всегда готовым прийти на помощь. Незаурядный ум, интеллигентность, блестящее чувство юмора, редкое обаяние привлекали к нему людей. Общаться с ним было одно удовольствие!

Не забуду теплые летние вечера, когда многие ребята оставались ночевать в яхт-клубе. У кого на яхте шумно, весело, то и дело раздаются взрывы здорового мужского хохота? Конечно, у Кондрата, он, как всегда, душа компании.

Настоящий русский мужик, неуемный, ни в чем не щадящий себя, но готовый все отдать другу… Таким мы его помним и любим.

Николай Николаевич Ташлов, ныне – пенсионер, а в свое время — коллега Кондрата Тихоновича, согласился встретиться с журналистом и рассказать про Гуняшова, мотивируя свое желание двумя причинами:

-Во-первых, Кондрат Тихонович заслуживает того, чтобы о нем вспомнить, написать хороший очерк, но очерк объективный. А во-вторых, я считаю, что имею какое-то моральное право рассказать о нем, так как я проработал рядом с ним 20 лет и считаю себя одним из его учеников.

О Гуняшове много писали как об увлеченном яхтсмене, организаторе яхт-клуба, конструкторе и создателе яхты — очень хорошей яхты. До этого он тоже увлекался гонками, но на мотоцикле. Я помню, как он садился на свой «Урал» около нашего заводоуправления и мчался по Новозаводской так, что коляска летела по воздуху. Однажды он предложил подвезти меня на работу, я сел. Но когда мы подъехали к заводу, я сказал: «Извини, Кондрат Тихонович, но я с тобой больше ездить не буду!»

Так же неистово и самозабвенно он увлекся яхтами, но все же это было увлечением! А главным в его жизни оставалось то, чем он занимался профессионально. Кондрат Тихонович был талантливым конструктором, успешным начальником конструкторского отдела. Причем, он и создавал этот отдел с нуля.

На азотно-туковый завод Кондрат Тихонович пришел в 1963 году, когда здесь был единственный ремонтно-механический участок. На месте других цехов стояли лишь корпуса или закладывались нулевые циклы. Его приняли начальником конструкторского отдела, был он в этом отделе в единственном числе. Даже места для отдела не было, он начинал работать в небольшой комнатке в РМЦ.

Конструкторский отдел – это, во-первых, кадры, а во-вторых, оборудование: приборы, множительная техника, кульманы. Этими вопросами Кондрат Тихонович занимался со всем азартом своей неординарной личности.

Следует отметить, что в то время азотно-туковый завод не имел никаких преимуществ перед другими химическими предприятиями ни по зарплате, ни по обеспеченности жильем. Поэтому привлечь хорошие кадры было делом непростым. И здесь успех во многом зависел от личных качеств руководителя, которыми Кондрат Тихонович обладал в полной мере.

Он был веселым, обаятельным, общительным человеком, легко и быстро располагал к себе людей. Придет в отдел снабжения, и тут же найдет со всеми общий язык! И уже назавтра встречается с новыми знакомыми как с давними приятелями.

Благодаря такой коммуникабельности отдел в короткие сроки был оснащен необходимым оборудованием, причем, лучшим, получил свое помещение. И уже в 1964 году, когда я пришел устраиваться на работу, и Кондрат Тихонович меня принимал, у него был отдельный кабинет на третьем этаже заводоуправления. Мы тогда все вместе сидели в одной большой комнате – механики, строители, электрики. Самым опытным в нашем коллективе был, конечно, Кондрат Тихонович, который до этого на нефтехимическом комбинате работал руководителем группы, он помогал нам осваивать и теорию, и практику.

Отдел развивался, нужно было его расширять, набирать новые кадры. В 1965 году, когда директором завода назначили Ивана Андреевича Красюка, вместе с ним из Салавата приехали опытные специалисты, часть их влилась в наш отдел.

Кроме того, у Гуняшова уже был широкий круг знакомых и в яхт-клубе, и в городе. Он умел заинтересовать, увлечь, с ним хотелось работать вместе. Так к нам пришел опытный строитель Николай Яковлевич Соловьев, который впоследствии стал его заместителем по строительной части. А главным приобретением стал Борис Васильевич Пахомов, работавший начальником цеха в Кемерово. В Тольятти он вначале устроился на завод «Синтезкаучук», но когда узнал про наш отдел, то перешел на КАТЗ и стал замом Гуняшова по технологии. Так ключевые должности в отделе были обеспечены, а на инженерные клетки набрали молодых специалистов с нашего завода и из города.

Мы стали решать вопросы более широкого круга технологического порядка, по реконструкции, по механизации, делали некоторые аппараты…. В 1969 году начали формироваться группы, и была определена структура конструкторского отдела. Но общий технический уровень отдела оставлял желать лучшего.

И здесь, на мой взгляд, проявились лучшие черты Кондрата Тихоновича как руководителя и организатора. Он предпринял ряд важных мер для поднятия технического уровня отдела. Была организована техучеба, введена обязательная работа конструкторов со всеми новинками технической библиотеки, внедрили и специальную систему учета результативности работы конструкторов. Многие специалисты прошли обучение на отраслевых курсах повышения квалификации в Чирчике, Днепродзержинске, Москве.

Все эти мероприятия позволили достаточно высоко поднять планку технического уровня отдела, наш коллектив обрел определенный авторитет и имя. В результате в 1974 году конструкторский отдел был преобразован в проектно-конструкторский отдел. И в этом — большая заслуга Кондрата Тихоновича.

Кондрат Тихонович сумел обеспечить очень хорошие по тем временам условия для работы конструкторов, наша материальная база была в чем-то даже лучше, чем в Тольяттинском ГИАПе. Но главное то, что он создал в коллективе живую, продуктивную атмосферу творчества, сотрудничества, взаимопомощи.

Мы были очень дружны, и праздники отмечали всем отделом. Никогда у нас не было вражды, склок. Он умел найти свой подход к каждому человеку, подчеркнуть его достоинства, его нужность делу.

Важно еще и то, что Кондрат Тихонович установил вектор развития отдела. Указал путь, по которому он развивался дальше, уже без него, превратившись в солидную проектную организацию.

А ему еще раз пришлось начинать заново, когда в 1984 году его назначили начальником вновь организованного отдела механизации и автоматизации производственных процессов. При этом отделе планировался механический участок, на котором были металлорежущие станки, сварка и порядка 20 специалистов.

Здесь опять проявились лучшие черты личности Кондрата Тихоновича и незаурядные организаторские способности. Несмотря на сложности с комплектованием кадрами, отдел создали быстро. Мы в отделе проектировали средства механизации, на участке механизации их изготавливали, потом внедряли в цехах.

Гуняшов вновь показал себя успешным техническим руководителем и конструктором. Его отделом за короткое время были решены многие вопросы по механизации трудоемких процессов, которые не решались годами. К примеру, мы разработали и внедрили установку запайки селитры в полиэтиленовые мешки, ее до сих пор делают в ремонтно-механическом цехе по нашим чертежам. Большую работу провели по реконструкции конвейерного хозяйства в 3-м цехе. Но самым важным и масштабным было проектирование и строительство накопительных бункерных складов. Аналогов такому уникальному решению на родственных предприятиях страны тогда не было. Был ряд других интересных работ, которые успел воплотить в жизнь Кондрат Тихонович.

Большую часть своей жизни, своего таланта Кондрат Тихонович посвятил производственной деятельности, где раскрылись его лучшие стороны как профессионала и как человека. Он подготовил много учеников, под его руководством раскрылись такие талантливые конструктора как Платц, Пахомов, Соловьев. Те годы теперь вспоминаются как очень хорошие. Я горжусь, что работал вместе с Кондратом Тихоновичем, много лет был его заместителем, и, надеюсь, не подвел своего учителя.

Когда его не стало, мы потеряли талантливого руководителя отдела, конструктора химического производства. И очень хорошего человека. Конечно, незаменимых нет. Но в наших сердцах Кондрата Тихоновича Гуняшова не заменил никто!

Надежда Нерча.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.