Четырнадцатикратный чемпион России по парусному спорту, шестикратный обладатель кубка СССР, трехкратный чемпион СССР, чемпион спартакиады народов СССР, четырехкратный победитель этапов Кубка Мира, победитель Игр Доброй Воли, 1000-мильной гонки в Америке, чемпион мира, победитель и призер чемпионатов Европы, участник Олимпийских игр в Сеуле (Южная Корея), Барселоне (Испания) и Саванне (США).
Этот блестящий список побед нашего земляка Юрия Коновалова — как знак высшей пробы на истории тольяттинского парусного спорта. Он сконцентрировал лучшие достижения спортсменов яхт-клуба «Дружба», дойдя до высших ступеней мирового признания.
Колыбелью тольяттинского парусного спорта был Портпоселок, откуда вышло большинство известных яхтсменов. Среди них — и заслуженный мастер спорта Юрий Коновалов.
Впервые в школьную секцию парусного спорта Юра пришел скорее за компанию — с другими мальчишками, которые вслед за учителем труда Александром Константиновичем Никитиным увлеклись парусом. Но уроки теории показались второкласснику сложными и скучными: учитель чертил на доске малопонятные схемы и говорил незнакомыми терминами. А когда летом Юра впервые увидел на воде яхты, большие и маленькие, морская стихия приняла его в свои объятия, и уже не отпускала…
Среди десятков пацанов старший тренер яхт-клуба «Дружба» Никитин разглядел в будущем чемпионе его незаурядные способности, и вскоре стал сажать его на яхты с ребятами постарше. Постепенно Юра начал выигрывать местные соревнования, показывая результаты все лучше и лучше.
-Какой талантливый мальчик! — восхищался Никитин. – Как он умело анализирует ситуацию на дистанции, рассчитывает, из-за какой тучки ветер задует, идет туда, и всегда финиширует первым. Это очень редкое, высочайшее качество яхтсмена – чувствовать ветер «кончиками ушей».
С 1973 года Коновалов начал от яхт-клуба «Дружба» выезжать на крупные всесоюзные соревнования. Особенно запомнилась международная детская Балтийская регата, в Таллин тогда приехали спортсмены из многих зарубежных стран. Двенадцатилетний Юрий (шкотовый) в паре с опытным рулевым Михаилом Лушниковым заняли на регате четвертое место.
Своего первого рулевого Юрий вспоминает как настоящего наставника, на практике преподававшего ему непростую науку мореходства. Одно дело, когда тренер что-то объясняет на словах, и совсем другое – подсказка во время гонок, когда мозг работает на полную мощь, а чувства и интуиция обострены до предела. Уже тогда в благодатную почву сеялись зерна его будущих больших побед – когда Михаил учил ходить против течения галсами, под углом к ветру.
Здесь важно, учил он, учитывать все факторы и их влияние друг на друга: откуда ветер дует сильнее, откуда — слабее, куда идут тучки, каково течение. Ветер нужно не только чувствовать, но и видеть. Вон, смотри, идет порывчик, по воде бежит рябь, и ее цвет меняется. Если не сумеешь все это понимать, анализировать и принимать единственно правильное решение, за счет чего тогда будешь выигрывать?
У каждого из своих тренеров – А.В.Будякова, В.А.Иванова, Ю.Б.Титавнина – Юрий успешно учился непростому яхтенному делу.
Видя нарастающие успехи и перспективность Юрия, старший тренер А.К.Никитин решил посадить сразу на взрослую яхту – катамаран. Судно было явно великовато для 15-летнего паренька, но он справлялся! Кроме определенного таланта гонщика у него было ярко выраженное стремление не просто гоняться, а побеждать!
В 1979 году Коновалов одержал свою первую крупную победу – выиграл всесоюзные соревнования ЦС ДСО «Труд».
В 1980 году в Тольятти была открыта Школа высшего спортивного мастерства (директор И.Г. Листов). Юрий одним из первых был зачислен в группу старшего тренера ШВСМ Ю.И.Давыденко. И в течение последующих 16 лет Юрий Иванович, заслуженный тренер России и СССР, опытный наставник, был рядом с Коноваловым на его трудном пути к победам.
А для Коновалова с этого момента началась совершенно новая, профессиональная жизнь в парусном спорте. ШВСМ открывала возможность максимальное время – до 300 дней в году — находиться на сборах и соревнованиях. Чтобы достичь максимальных результатов, Коновалов и его тренер приняли решение — работать по планам сборной страны.
Затем Юрий был принят в центральный спортивный клуб ВМФ, а с открытием в Самаре ЦСК ВВС он был переведен в его команду. И это был уже очень серьезный спорт: 11 месяцев в году профессиональная подготовка на учебных базах в Сочи, Севастополе и Таллине, участие во всех крупных всесоюзных и в международных регатах, которые проводились на территории СССР, и непрерывное улучшение своих результатов.
В 1985 году Юрий был отобран в сборную команду СССР в классе катамаранов «Торнадо». В тот период в парусном спорте соперничали в основном гонщики Москвы, Украины и Белоруссии, у них была лучшая материальная честь – новые лодки, паруса, снаряжение. Остальным гонщикам доставалась то, что оставалось от лидеров.
В 1986 году на Кубке СССР было поставлено условие: выигравший экипаж будет представлять страну на Играх Доброй Воли. Между признанными фаворитами разгорелась серьезная борьба за лидерство, но в этой упорной борьбе победил тольяттинец Юрия Коновалова.
Ю.И.Давыденко вспоминает, какие интриги плелись вокруг этой победы. Их даже уговаривали написать заявление в спорткомитет с отказом от участия в Играх Доброй Воли, обещая взамен зарубежные поездки.
Основные соревнования Игр проводились в Москве, а по парусному спорту – в Таллине. Для экипажа была закуплена высококачественная материальная часть, новый катамаран. Коновалов умело воспользовался предоставленной ему возможностью проявить себя, и в паре со шкотовым Сергеем Кузововым выиграл Игры Доброй Воли. Эти гонки изменили статус Юрия и отношение к нему стало соответствующим – как к гонщику №1 сборной СССР. Этот статус открыл Коновалову дорогу на международные соревнования.
Из множества соревнований международного уровня Коновалову особенно запомнилась знаменитая 1000-мильная гонка, которая проходила вдоль Атлантического побережья США, от Флориды до Норфолка. В 1987 году Юрий Коновалов и Сергей Кузовов впервые выехали за границу, и сразу – в Америку, которая в ту пору была для советских людей не то что другим материком — другой планетой! Волнений перед встречей с далекой и загадочной страной было, пожалуй, больше, чем перед самой гонкой.
1000-мильная гонка – это очень необычные и опасные соревнования в несколько этапов протяженностью от 60 до 120 миль. Стопроцентный экстрим! Старт, и экипажи остаются один на один со стихией на 10-12 часов практически без еды и питья, а однажды пришлось идти до финиша почти сутки. Участники дают подписку, что ответственность за их безопасность и жизнь никто не несет. Есть рация, настроенная на сигнал SOS, пользоваться которой рекомендовано лишь в самых крайних случаях.
Эти гонки стали серьезным испытанием для нашего экипажа на тактику и скорость, на выносливость, на волю к победе. Многие участники специально к соревнованиям строили высокоскоростные океанические катамараны. А наши выступали на лодке, предоставленной организаторами, которую чуть ли не после каждого финиша приходилось латать.
Особую опасность представляли подводные рифы – брейкерсы. У гряды рифов вода бурлящая, здесь от волны не знаешь, чего ожидать, она может ударить и спереди, и сзади, и сбоку. Обходить гряду – потеряешь много времени, она тянется порой до горизонта. Или перескакивать рифы, что опасно, но экономит драгоценные минуты. Наш экипаж, конечно, шел только напрямую…
1000-мильную гонку Коновалов и Кузовов завершили первыми в классе катамаранов «Торнадо» и шестыми – в общем зачете.
В 1000-мильной гонке Юрий участвовал еще раз – в 1989 году, и занял уже третье общее место. Эти соревнования были основным этапом подготовки к чемпионату Европы 1989 года, который Коновалов выиграл.
1988 год стал самым успешным для Юрия Коновалова. Вместе со шкотовым Сергеем Кравцовым они отобрались на участие в чемпионате мира, проходившем на территории СССР, в Таллинне. Яхтсмены были в отличной форме и имели хорошую материальную базу. Накануне чемпионата руководство «Куйбышевазота» закупило новые лодки, чему активно содействовали С.Н.Колобанов и Д.Кульбицкий .
Чемпионат мира Коновалов и Кравцов выиграли вчистую, как говорят специалисты, «в одну калитку» – без последней гонки.
Мастерство Юрия Коновалова поражало даже бывалых гонщиков. Запомнился курьезный, но весьма показательный случай. В чемпионате мира принимал участие самый знаменитый в мире гонщик из Дании Пауль Эльвстрем. Четырехкратный победитель Олимпийских игр, он свою первую Олимпиаду выиграл еще в 1948 году. И этого именитого высококлассного гонщика ночью обнаружили под катамараном Коновалова: он тайком измерял параметры его лодки, пытаясь понять секрет его феноменальной скорости. Для его конкурентов это действительно осталось загадкой: как он мог так виртуозно обходить именитых конкурентов — чемпионов Европы, мира, — и финишировать первым?
Это секрет знал его тренер, Юрий Иванович Давыденко:
-Юра – очень талантливый спортсмен. В этом виде спорта недостаточно хороших физических данных и твердого характера. Здесь главную роль, как в шахматах, играет интеллект – во время гонки нужно правильно оценивать обстановку. У Юры этот дар от Бога. Плюс к этому он фанат парусного спорта, человек огромного трудолюбия и железной воли, сумевший развить свои природные способности и достичь максимального результата.
В течение 10 лет Юрий Коновалов оставался гонщиком №1 в стране, равных ему здесь не было. Каждый год по рейтингу он входил в десятку лучших яхтсменов мира.
И при всех своих громких победах Юра всегда оставался скромным и выдержанным человеком.
В 1997 году Юрий окончательно закончил свою карьеру в профессиональном спорте. Случай или судьба, но на сборах по общефизической подготовке он серьезно травмировал ногу. Провел четыре месяца в гипсе, время было упущено. Впрочем, он решил, что это знак – когда-то нужно было переключиться на другую сферу деятельности. Надо уже было уделять больше времени семье – жене и подрастающей дочери, ведь до этого он проводил на сборах и соревнованиях по 11 месяцев в году.
Три года Коновалов проработал в строительном бизнесе, времени на парусный спорт не оставалось. Но парус тянул, тянул – и вернул-таки его в свою стихию. Когда Юрию предложили пойти тренером в школу высшего спортивного мастерства, которую он и сам заканчивал, он согласился. До 2004 года Коновалов был тренером в сборной России в классе катамаранов «Торнадо».
Он готовит молодежь к тем испытаниям, которые выпадают на долю людей, решивших связать свою жизнь с парусом. А доволен ли сам своей жизнью в парусном спорте?
Юрий отвечает:
-Почти да.
Да, можно было еще чего-то добиться, но судьба не дает человеку всего, чего он хочет. Юрий Коновалав вписал свое имя в историю мирового яхтинга и прославил наш город как один из центров парусного спорта страны. Своими победами он завоевал тольяттинцам возможность гордиться родным городом и знаменитым земляком.