Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

На гребне волны

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Четырнадцатикратный чемпион России по парусному спорту, шестикратный обладатель кубка СССР, трехкратный чемпион СССР, чемпион спартакиады народов СССР, четырехкратный победитель этапов Кубка Мира, победитель Игр Доброй Воли, 1000-мильной гонки в Америке, чемпион мира, победитель и призер чемпионатов Европы, участник Олимпийских игр в Сеуле (Южная Корея), Барселоне (Испания) и Саванне (США).

Этот блестящий список побед нашего земляка Юрия Коновалова — как знак высшей пробы на истории тольяттинского парусного спорта. Он сконцентрировал лучшие достижения спортсменов яхт-клуба «Дружба», дойдя до высших ступеней мирового признания.

Колыбелью тольяттинского парусного спорта был Портпоселок, откуда вышло большинство известных яхтсменов. Среди них — и заслуженный мастер спорта Юрий Коновалов.

Впервые в школьную секцию парусного спорта Юра пришел скорее за компанию — с другими мальчишками, которые вслед за учителем труда Александром Константиновичем Никитиным увлеклись парусом. Но уроки теории показались второкласснику сложными и скучными: учитель чертил на доске малопонятные схемы и говорил незнакомыми терминами. А когда летом Юра впервые увидел на воде яхты, большие и маленькие, морская стихия приняла его в свои объятия, и уже не отпускала…

Среди десятков пацанов старший тренер яхт-клуба «Дружба» Никитин разглядел в будущем чемпионе его незаурядные способности, и вскоре стал сажать его на яхты с ребятами постарше. Постепенно Юра начал выигрывать местные соревнования, показывая результаты все лучше и лучше.

-Какой талантливый мальчик! — восхищался Никитин. – Как он умело анализирует ситуацию на дистанции, рассчитывает, из-за какой тучки ветер задует, идет туда, и всегда финиширует первым. Это очень редкое, высочайшее качество яхтсмена – чувствовать ветер «кончиками ушей».

С 1973 года Коновалов начал от яхт-клуба «Дружба» выезжать на крупные всесоюзные соревнования. Особенно запомнилась международная детская Балтийская регата, в Таллин тогда приехали спортсмены из многих зарубежных стран. Двенадцатилетний Юрий (шкотовый) в паре с опытным рулевым Михаилом Лушниковым заняли на регате четвертое место.

Своего первого рулевого Юрий вспоминает как настоящего наставника, на практике преподававшего ему непростую науку мореходства. Одно дело, когда тренер что-то объясняет на словах, и совсем другое – подсказка во время гонок, когда мозг работает на полную мощь, а чувства и интуиция обострены до предела. Уже тогда в благодатную почву сеялись зерна его будущих больших побед – когда Михаил учил ходить против течения галсами, под углом к ветру.

Здесь важно, учил он, учитывать все факторы и их влияние друг на друга: откуда ветер дует сильнее, откуда — слабее, куда идут тучки, каково течение. Ветер нужно не только чувствовать, но и видеть. Вон, смотри, идет порывчик, по воде бежит рябь, и ее цвет меняется. Если не сумеешь все это понимать, анализировать и принимать единственно правильное решение, за счет чего тогда будешь выигрывать?

У каждого из своих тренеров – А.В.Будякова, В.А.Иванова, Ю.Б.Титавнина – Юрий успешно учился непростому яхтенному делу.

Видя нарастающие успехи и перспективность Юрия, старший тренер А.К.Никитин решил посадить сразу на взрослую яхту – катамаран. Судно было явно великовато для 15-летнего паренька, но он справлялся! Кроме определенного таланта гонщика у него было ярко выраженное стремление не просто гоняться, а побеждать!

В 1979 году Коновалов одержал свою первую крупную победу – выиграл всесоюзные соревнования ЦС ДСО «Труд».

В 1980 году в Тольятти была открыта Школа высшего спортивного мастерства (директор И.Г. Листов). Юрий одним из первых был зачислен в группу старшего тренера ШВСМ Ю.И.Давыденко. И в течение последующих 16 лет Юрий Иванович, заслуженный тренер России и СССР, опытный наставник, был рядом с Коноваловым на его трудном пути к победам.

А для Коновалова с этого момента началась совершенно новая, профессиональная жизнь в парусном спорте. ШВСМ открывала возможность максимальное время – до 300 дней в году — находиться на сборах и соревнованиях. Чтобы достичь максимальных результатов, Коновалов и его тренер приняли решение — работать по планам сборной страны.

Затем Юрий был принят в центральный спортивный клуб ВМФ, а с открытием в Самаре ЦСК ВВС он был переведен в его команду. И это был уже очень серьезный спорт: 11 месяцев в году профессиональная подготовка на учебных базах в Сочи, Севастополе и Таллине, участие во всех крупных всесоюзных и в международных регатах, которые проводились на территории СССР, и непрерывное улучшение своих результатов.

В 1985 году Юрий был отобран в сборную команду СССР в классе катамаранов «Торнадо». В тот период в парусном спорте соперничали в основном гонщики Москвы, Украины и Белоруссии, у них была лучшая материальная честь – новые лодки, паруса, снаряжение. Остальным гонщикам доставалась то, что оставалось от лидеров.

В 1986 году на Кубке СССР было поставлено условие: выигравший экипаж будет представлять страну на Играх Доброй Воли. Между признанными фаворитами разгорелась серьезная борьба за лидерство, но в этой упорной борьбе победил тольяттинец Юрия Коновалова.

Ю.И.Давыденко вспоминает, какие интриги плелись вокруг этой победы. Их даже уговаривали написать заявление в спорткомитет с отказом от участия в Играх Доброй Воли, обещая взамен зарубежные поездки.

Основные соревнования Игр проводились в Москве, а по парусному спорту – в Таллине. Для экипажа была закуплена высококачественная материальная часть, новый катамаран. Коновалов умело воспользовался предоставленной ему возможностью проявить себя, и в паре со шкотовым Сергеем Кузововым выиграл Игры Доброй Воли. Эти гонки изменили статус Юрия и отношение к нему стало соответствующим – как к гонщику №1 сборной СССР. Этот статус открыл Коновалову дорогу на международные соревнования.

Из множества соревнований международного уровня Коновалову особенно запомнилась знаменитая 1000-мильная гонка, которая проходила вдоль Атлантического побережья США, от Флориды до Норфолка. В 1987 году Юрий Коновалов и Сергей Кузовов впервые выехали за границу, и сразу – в Америку, которая в ту пору была для советских людей не то что другим материком — другой планетой! Волнений перед встречей с далекой и загадочной страной было, пожалуй, больше, чем перед самой гонкой.

1000-мильная гонка – это очень необычные и опасные соревнования в несколько этапов протяженностью от 60 до 120 миль. Стопроцентный экстрим! Старт, и экипажи остаются один на один со стихией на 10-12 часов практически без еды и питья, а однажды пришлось идти до финиша почти сутки. Участники дают подписку, что ответственность за их безопасность и жизнь никто не несет. Есть рация, настроенная на сигнал SOS, пользоваться которой рекомендовано лишь в самых крайних случаях.

Эти гонки стали серьезным испытанием для нашего экипажа на тактику и скорость, на выносливость, на волю к победе. Многие участники специально к соревнованиям строили высокоскоростные океанические катамараны. А наши выступали на лодке, предоставленной организаторами, которую чуть ли не после каждого финиша приходилось латать.

Особую опасность представляли подводные рифы – брейкерсы. У гряды рифов вода бурлящая, здесь от волны не знаешь, чего ожидать, она может ударить и спереди, и сзади, и сбоку. Обходить гряду – потеряешь много времени, она тянется порой до горизонта. Или перескакивать рифы, что опасно, но экономит драгоценные минуты. Наш экипаж, конечно, шел только напрямую…

1000-мильную гонку Коновалов и Кузовов завершили первыми в классе катамаранов «Торнадо» и шестыми – в общем зачете.

В 1000-мильной гонке Юрий участвовал еще раз – в 1989 году, и занял уже третье общее место. Эти соревнования были основным этапом подготовки к чемпионату Европы 1989 года, который Коновалов выиграл.

1988 год стал самым успешным для Юрия Коновалова. Вместе со шкотовым Сергеем Кравцовым они отобрались на участие в чемпионате мира, проходившем на территории СССР, в Таллинне. Яхтсмены были в отличной форме и имели хорошую материальную базу. Накануне чемпионата руководство «Куйбышевазота» закупило новые лодки, чему активно содействовали С.Н.Колобанов и Д.Кульбицкий .

Чемпионат мира Коновалов и Кравцов выиграли вчистую, как говорят специалисты, «в одну калитку» – без последней гонки.

Мастерство Юрия Коновалова поражало даже бывалых гонщиков. Запомнился курьезный, но весьма показательный случай. В чемпионате мира принимал участие самый знаменитый в мире гонщик из Дании Пауль Эльвстрем. Четырехкратный победитель Олимпийских игр, он свою первую Олимпиаду выиграл еще в 1948 году. И этого именитого высококлассного гонщика ночью обнаружили под катамараном Коновалова: он тайком измерял параметры его лодки, пытаясь понять секрет его феноменальной скорости. Для его конкурентов это действительно осталось загадкой: как он мог так виртуозно обходить именитых конкурентов — чемпионов Европы, мира, — и финишировать первым?

Это секрет знал его тренер, Юрий Иванович Давыденко:

-Юра – очень талантливый спортсмен. В этом виде спорта недостаточно хороших физических данных и твердого характера. Здесь главную роль, как в шахматах, играет интеллект – во время гонки нужно правильно оценивать обстановку. У Юры этот дар от Бога. Плюс к этому он фанат парусного спорта, человек огромного трудолюбия и железной воли, сумевший развить свои природные способности и достичь максимального результата.

В течение 10 лет Юрий Коновалов оставался гонщиком №1 в стране, равных ему здесь не было. Каждый год по рейтингу он входил в десятку лучших яхтсменов мира.

И при всех своих громких победах Юра всегда оставался скромным и выдержанным человеком.

В 1997 году Юрий окончательно закончил свою карьеру в профессиональном спорте. Случай или судьба, но на сборах по общефизической подготовке он серьезно травмировал ногу. Провел четыре месяца в гипсе, время было упущено. Впрочем, он решил, что это знак – когда-то нужно было переключиться на другую сферу деятельности. Надо уже было уделять больше времени семье – жене и подрастающей дочери, ведь до этого он проводил на сборах и соревнованиях по 11 месяцев в году.

Три года Коновалов проработал в строительном бизнесе, времени на парусный спорт не оставалось. Но парус тянул, тянул – и вернул-таки его в свою стихию. Когда Юрию предложили пойти тренером в школу высшего спортивного мастерства, которую он и сам заканчивал, он согласился. До 2004 года Коновалов был тренером в сборной России в классе катамаранов «Торнадо».

Он готовит молодежь к тем испытаниям, которые выпадают на долю людей, решивших связать свою жизнь с парусом. А доволен ли сам своей жизнью в парусном спорте?

Юрий отвечает:

-Почти да.

Да, можно было еще чего-то добиться, но судьба не дает человеку всего, чего он хочет. Юрий Коновалав вписал свое имя в историю мирового яхтинга и прославил наш город как один из центров парусного спорта страны. Своими победами он завоевал тольяттинцам возможность гордиться родным городом и знаменитым земляком.

Надежда Нерча

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.