Живые легенды яхт-клуба «Дружба»
Сегодня невозможно представить Жигулевское море у Портпоселка без бегущих по волнам парусных яхт, бесшумно выскользающих из уютной гавани яхт-клуба «Дружба». А сам яхт-клуб прежде всего ассоциируется с именем Александра Константиновича Никитина, чье близкое 70-летие, конечно же, не пройдет незамеченным для тех многочисленных работников «Куйбышевазота», которым Никитин открыл романтику парусного спорта.
Директор яхт-клуба Алексей Козлов, сам опытный тренер и яхтенный капитан, так отозвался о юбиляре:
— В Портпоселке выросла целая плеяда выдающихся спортсменов. Но Александр Константинович — это столп парусного спорта в Тольятти, родоначальник развития паруса в городе.
Никитин, высокий, подтянутый, в шкиперской кепочке и спортивной куртке, чем-то похож на Хемингуэя. Рядом с ним плотный, коренастый Владимир Федорович Тютюнников, пронесший через десятилетия все ту же одну, но пламенную страсть к парусу. Он на целых три года моложе Никитина, что дает ему право считать себя, еще салагой. Мы сидим в кают-компании дебаркадера, где в фотографиях запечатлена более чем тридцатилетняя история «Дружбы». А еще именно здесь, у классной доски и карты звездного неба, Никитин из года в год учил и учит разновозрастных своих курсантов искусству ходить под парусами. Понятно, что в тот день нашего знакомства с Александром Константиновичем дул благодатный ветер воспоминаний.
Феномен страстного увлечения Никитина, ставшего делом жизни, в том, что родился и вырос он в безводных, башкирских степях, где разве что гуляли лишь волны ковыля.
— Учился плавать в коровьем стойле, — улыбается Никитин. — Пруд у нас такого размера был.
А дальше, как говорится, от судьбы не ушел. Приехал в пятьдесят пятом учительствовать в Тольятти прямо к рукотворному морю, и вышла любовь с первого взгляда. Соседом по квартире оказался Николай Алексеевич Фролов, который и увлек Никитина строительством самодельных яхт.
— Вон наша армоцементная самоделка, — кивает в иллюминатор Александр Константинович. — Строили из новых по тем временам материалов, вот и назвали яхту «Прогресс». Сегодня ей 38 лет, но еще постоит на киле.
Тольятти начинался Волжской ГЭС, и вполне понятно, что начало парусному спорту, положили именно гидростроители. Рассказывают, что однажды энтузиасты-конструкторы самодельных яхт посетовали в разговоре с генералом Комзиным на то, что вот море вроде бы сообразили, а настоящих парусов на нем нет.
— Что нужно? — без лишних слов спросил Иван Васильевич.
— Настоящие спортивные яхты.
Всесильного директора строительства ГЭС мечта яхтсменов-самодельщиков, как видно, тоже увлекла, и это обрекло начинание на успех. Только за зиму 1957—58 годов на ленинградской и таллиннской верфях было сработано 25 классных яхт для Тольятти. Масштабы по тем временам впечатляющие. Так возник первый в городе яхт-клуб «Куйбышевгидростроя», который вскоре заимел и первого чемпиона области в классе яхт «Финн» Владимира Тютюнникова, ныне мастера спорта, бывалого яхтенного капитана…
Второй феномен Никитина сродни первому. На кораблестроителя не учился, мореходок не кончал, но вот уже 38 лет преподает устройство яхт, лоцию, навигацию, правила плавания во внутренних и международных водах, тактику парусного спорта. Среди бывших учеников — рулевые, яхтенные капитаны, мастера спорта, чемпионы. Долгие годы, работая учителем в школе, Александр Константинович оставался тренером-общественником яхт-клуба. Хаживал на яхте и по штормовой Балтике. Сам громких спортивных побед не имел, но чемпионские звания его многочисленных воспитанников — разве не лучшая награда для тренера!
— Я сам не так уж много ходил под парусом, чтобы не оставлять команду беспризорной, — объяснил Никитин. — Тренер не должен надолго покидать команду. А вот после выхода на пенсию 10 лет назад предложили работать инструктором-методистом, и я, конечно, согласился. И дело тут не только в добавке к пенсии. Просто парус — это на всю жизнь. Здесь, в яхт-клубе, словно сил прибавляется.
— Я на химии 30 лет отработал, но на здоровье не жалуюсь, вторит Никитину Владимир Федорович Тютюнников. А оно, считаю, от парусного спорта, воды, воздуха.
Сам же яхт-клуб «Дружба» обязан своим здоровьем «Куйбышев-азоту». В 1965 году большая часть яхтенного хозяйства гидростроителей отошла к азотчикам.
Если бы не завод, яхт-клуба просто уже не было бы, особо подчеркнул его директор А. Козлов. Материальная помощь идет только оттуда. Нет проблем с материалами. Сегодня яхт-клуб — это пять гектаров территории, хорошие слесарная, парусная, столярная мастерские. Всерьез мечтаем о постройке детской спортивной школы.
Такое внимание к «Дружбе» в непростое, в том числе и для «Куйбышевазота», время объясняется просто. Парус — своеобразный национальный вид спорта для азотчиков. А еще до Козлова клубом командовали нынешние директор заводской внешнеторговой фирмы С.Колобанов, зам. генерального директора Д. Кульбицкий. Они и нынче не расстаются с яхтой и даже одерживают громкие победы на соревнованиях. В августе в Саратове Д.Кульбицкий на «Торнадо» и А.Богаткин на «Пилигриме» выиграли кубок Великой Волги.
Кстати, не надо думать, что «Дружба» некий элитный клуб для ограниченного количества спортсменов. Как правило, за лето как минимум половина азотчиков совершают вояжи на катерах за грибами, ягодами или просто отдыхают на прогулочных яхтах.
Но вернемся к нашему герою Александру Константиновичу Никитину, который сам громких чемпионских титулов не имеет, но недаром говорят, что учитель живет в своих учениках. А это значит, к названным выше фамилиям надо добавить фамилии чемпиона мира, Европы Ю.Коновалова, первого номера сборной России, опытнейших И.Малетина, В.Стернина, С.Метлицкого, российского чемпиона Д.Бондаренко… Да что говорить! Сто процентов яхтенных капитанов прошли через руки Никитина. А знаменитый прошлогодний поход вокруг Европы яхт «Азот» и «Кондрат», приуроченный к
300-летию российского флота 30-летию «Куйбышевазота»! Этот ведь тоже, образно говоря, Никитин. Автору этих строк в свое, далекое уже время довелось послужить на пограничном корабле, а вот с парусом жизнь не свела. Поэтому до сих пор восхищает способностью безмоторной парусной яхты идти против ветра.
— Александр Константинович, в этом случае яхта идет галсами? Пользуясь случаем поинтересовался я у Учителя.
Никитин оживился, тут же оказался с мелком у доски и стал вычерчивать векторы, сыпля терминами, звучавшими для него музыкой: фордевинд, бейдевинд, галфинд, угол атаки, подъемная сила…
— Константиныч, хватит, не увлекайся, не на уроке, — смеясь, притормозил его Тютюнников.
А потом мы перешли, так сказать, на опоэтизированные морские приметы.
— Если чайка села в воду, жди хорошую погоду, вспомнил я.
— Чайка ходит по песку, нагоняет грусть-тоску, тут же откликнулся Тютюнников.
Прогноз же Александра Константиновича оказался самым поэтичным:
С вечера небо, коль полно огня. Утром же зорю туман устилает. Верные признаки ясного дня. Старый моряк парусов прибавляет.
Полных парусов вам, командор тольяттинских яхтсменов!
Юрий МЕДВЕДЕВ.
«Площадь СВОБОДЫ» 26 сентября 1997 г.