Самарская область, г.Тольятти, Комсомольское шоссе 36
+7(927)-895-80-05
tornadorus17@gmail.com

Живые легенды яхт-клуба «Дружба»

Всероссийская олимпийская лига яхтсменов

Живые легенды яхт-клуба «Дружба»

Сегодня невозможно представить Жигулевское море у Портпоселка без бегущих по волнам парусных яхт, бесшумно выскользающих из уютной гавани яхт-клуба «Дружба». А сам яхт-клуб прежде всего ассоциируется с именем Александра Константиновича Никитина, чье близкое 70-летие, конечно же, не пройдет незамеченным для тех многочисленных работников «Куйбышевазота», которым Никитин открыл романтику парусного спорта.

Директор яхт-клуба Алексей Козлов, сам опытный тренер и ях­тенный капитан, так отозвался о юбиляре:

— В Портпоселке выросла целая плеяда выдающихся спортсменов. Но Александр Константинович — это столп парусного спорта в Тольятти, родоначальник развития паруса в городе.

Никитин, высокий, подтянутый, в шкиперской кепочке и спортивной куртке, чем-то похож на Хемингуэя. Рядом с ним плотный, коренастый Владимир Федорович Тютюнников, пронесший через десятилетия все ту же одну, но пламенную страсть к парусу. Он на целых три года моло­же Никитина, что дает ему право считать себя, еще салагой. Мы си­дим в кают-компании дебаркадера, где в фотографиях запечатлена бо­лее чем тридцатилетняя история «Дружбы». А еще именно здесь, у классной доски и карты звездного неба, Никитин из года в год учил и учит разновозрастных своих курсан­тов искусству ходить под парусами. Понятно, что в тот день нашего зна­комства с Александром Константи­новичем дул благодатный ветер вос­поминаний.

Феномен страстного увлечения Никитина, ставшего делом жизни, в том, что родился и вырос он в без­водных, башкирских степях, где раз­ве что гуляли лишь волны ковыля.

— Учился плавать в коровьем стойле, — улыбается Никитин. — Пруд у нас такого размера был.

А дальше, как говорится, от судьбы не ушел. Приехал в пятьде­сят пятом учительствовать в Тольят­ти прямо к рукотворному морю, и вышла любовь с первого взгляда. Соседом по квартире оказался Ни­колай Алексеевич Фролов, который и увлек Никитина строительством самодельных яхт.

— Вон наша армоцементная са­моделка, — кивает в иллюминатор Александр Константинович. — Стро­или из новых по тем временам мате­риалов, вот и назвали яхту «Про­гресс». Сегодня ей 38 лет, но еще постоит на киле.

Тольятти начинался Волжской ГЭС, и вполне понятно, что начало парусному спорту, положили именно гидростроители. Рассказывают, что однажды энтузиасты-конструкторы самодельных яхт посетовали в раз­говоре с генералом Комзиным на то, что вот море вроде бы сообразили, а настоящих парусов на нем нет.

— Что нужно? — без лишних слов спросил Иван Васильевич.

— Настоящие спортивные яхты.

Всесильного директора строи­тельства ГЭС мечта яхтсменов-самодельщиков, как видно, тоже ув­лекла, и это обрекло начинание на успех. Только за зиму 1957—58 го­дов на ленинградской и таллиннской верфях было сработано 25 классных яхт для Тольятти. Масштабы по тем временам впечатляющие. Так воз­ник первый в городе яхт-клуб «Куйбышевгидростроя», который вскоре заимел и первого чемпиона области в классе яхт «Финн» Владимира Тютюнникова, ныне мастера спорта, бывалого яхтенного капитана…

Второй феномен Никитина срод­ни первому. На кораблестроителя не учился, мореходок не кончал, но вот уже 38 лет преподает устройство яхт, лоцию, навигацию, правила пла­вания во внутренних и международ­ных водах, тактику парусного спор­та. Среди бывших учеников — руле­вые, яхтенные капитаны, мастера спорта, чемпионы. Долгие годы, ра­ботая учителем в школе, Александр Константинович оставался трене­ром-общественником яхт-клуба. Ха­живал на яхте и по штормовой Бал­тике. Сам громких спортивных по­бед не имел, но чемпионские звания его многочисленных воспитанников — разве не лучшая награда для тре­нера!

— Я сам не так уж много ходил под парусом, чтобы не оставлять ко­манду беспризорной, — объяснил Никитин. — Тренер не должен на­долго покидать команду. А вот после выхода на пенсию 10 лет назад предложили работать инструктором-методистом, и я, конечно, согласил­ся. И дело тут не только в добавке к пенсии. Просто парус — это на всю жизнь. Здесь, в яхт-клубе, словно сил прибавляется.

— Я на химии 30 лет отработал, но на здоровье не жалуюсь, вто­рит Никитину Владимир Федорович Тютюнников. А оно, считаю, от па­русного спорта, воды, воздуха.

Сам же яхт-клуб «Дружба» обя­зан своим здоровьем «Куйбышев-азоту». В 1965 году большая часть яхтенного хозяйства гидростроите­лей отошла к азотчикам.

Если бы не завод, яхт-клуба просто уже не было бы, особо подчеркнул его директор А. Козлов. Материальная помощь идет толь­ко оттуда. Нет проблем с материа­лами. Сегодня яхт-клуб — это пять гектаров территории, хорошие сле­сарная, парусная, столярная мастерские. Всерьез мечтаем о пост­ройке детской спортивной школы.

Такое внимание к «Дружбе» в не­простое, в том числе и для «Куйбы­шевазота», время объясняется про­сто. Парус — своеобразный нацио­нальный вид спорта для азотчиков. А еще до Козлова клубом командо­вали нынешние директор заводской внешнеторговой фирмы С.Колобанов, зам. генерального директора Д. Кульбицкий. Они и нынче не рас­стаются с яхтой и даже одерживают громкие победы на соревнованиях. В августе в Саратове Д.Кульбицкий на «Торнадо» и А.Богаткин на «Пили­гриме» выиграли кубок Великой Волги.

Кстати, не надо думать, что «Дружба» некий элитный клуб для ограниченного количества спорт­сменов. Как правило, за лето как минимум половина азотчиков совер­шают вояжи на катерах за грибами, ягодами или просто отдыхают на прогулочных яхтах.

Но вернемся к нашему герою Александру Константиновичу Ники­тину, который сам громких чемпионских титулов не имеет, но недаром говорят, что учитель живет в своих учениках. А это значит, к названным выше фамилиям надо добавить фа­милии чемпиона мира, Европы Ю.Коновалова, первого номера сборной России, опытнейших И.Малетина, В.Стернина, С.Метлицкого, российского чемпиона Д.Бондаренко… Да что говорить! Сто процентов яхтенных капитанов прошли через руки Никитина. А знаменитый про­шлогодний поход вокруг Европы яхт «Азот» и «Кондрат», приуроченный к

300-летию российского флота 30-летию «Куйбышевазота»! Этот ведь тоже, образно говоря, Никитин. Автору этих строк в свое, дале­кое уже время довелось послужить на пограничном корабле, а вот с парусом жизнь не свела. Поэтому до сих пор восхищает способностью без­моторной парусной яхты идти против ветра.

— Александр Константинович, в этом случае яхта идет галсами? Пользуясь случаем поинтересовал­ся я у Учителя.

Никитин оживился, тут же ока­зался с мелком у доски и стал вы­черчивать векторы, сыпля термина­ми, звучавшими для него музыкой: фордевинд, бейдевинд, галфинд, угол атаки, подъемная сила…

— Константиныч, хватит, не ув­лекайся, не на уроке, — смеясь, при­тормозил его Тютюнников.

А потом мы перешли, так ска­зать, на опоэтизированные морские приметы.

— Если чайка села в воду, жди хорошую погоду, вспомнил я.

— Чайка ходит по песку, нагоня­ет грусть-тоску, тут же откликнул­ся Тютюнников.

Прогноз же Александра Констан­тиновича оказался самым поэтич­ным:

С вечера небо, коль полно огня. Утром же зорю туман устилает. Верные признаки ясного дня. Старый моряк парусов прибав­ляет.

Полных парусов вам, командор тольяттинских яхтсменов!

Юрий МЕДВЕДЕВ.

«Площадь СВОБОДЫ» 26 сентября 1997 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.